Персональный сайт Ахметова М. А. При копировании материалов ссылка обязательна!

 


Кафедра естествознания




СОДЕРЖАНИЕ
учебно-методического комплекса
дополнительной профессиональной образовательной программы «ХИМИЯ»

Аннотационная папка



Ульяновск, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные документы 2
2. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Химия» 3
3. Программы спецкурсов и факультативов (по 12 часов) 4
4. Малотиражные издания 4
5. Учебно-методический материал на электронных носителях 5
6. Компьютерные программы по химии на лазерных дисках 7
7. Компьютерные презентации 13
8. Элективные курсы, разработанные слушателями курсов 13
9. Картотека выпускных квалификационных работ 33
10. Учебно-методические комплекты 39
11. Профильное обучение и предпрофильная подготовка 42
12. Организация и проведение ЕГЭ 42
13. Литература по химии библиотеке УИПКПРО 43

1. Нормативные документы
Общие
1. Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г.).
2. Конвенция прав ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.).
3. Закон об образовании (№ 3266-1 от 10 июля 1992 г.).
4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (постановление № 196 от 29 марта 2001 г.).
5. Положение о лицензировании образовательной деятельности (постановление № 796 от 18 октября 2000 г.).
6. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
7. Проект «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004 г.).
8. Федеральный закон «О дополнительном образовании» (от 12 июля 2001 г.).
9. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление № 233 от 7 марта 1995 г.).
10. Письмо Министра образования «О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей» (АФ-705 от 19 августа 2004 г.)
11. Федеральный закон «Об общественных объединениях» (от 14 апреля 1995 года (в ред. Федерального закона от 17.05.97 N 78-ФЗ).
12. Постановление Правительства «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» от 09.06.2003 г. №334
13. Приказ Министерства образования России «О проведении эксперимента по теме «Введение профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования» в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования» от 31.03.2004г. № 1357
14. Письмо Министерства образования России от 20.08.2003г. № 03-51-157 ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 уч. год»
15. Приложение к приказу Министерства образования России от 09.03.2004 № 1312
16. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
17. Положение об организации профильного обучения

2. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Химия»
1. Общая характеристика программы
2. Учебный план
3. Содержание программы
3.1. Общенаучная подготовка
3.1.1. Учебная программа курса «Нормативно-правовые, экономические и социальные основы образования»
3.1.2. Учебная программа курса «Экономические аспекты функционирования и развития системы образования»
3.1.3. Учебная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
3.1.4. Учебная программа курса «Охрана труда»
3.1.5. Учебная программа курса «Актуальные вопросы педагогики»
3.1.6. Учебная программа курса «Проблемы воспитания в образовательном учреждении»
3.2. Общекультурная подготовка
3.3. Предметная подготовка
3.4. Приложение

3. Программы спецкурсов и факультативов (по 12 часов)

Ахметов М. А. Вопросы экологического образования учащихся на уроках химии
Ахметов М. А. Компьютерные технологии и Интернет
Ахметов М. А. Методика решения расчетных задач по химии
Ахметов М. А. Основы неорганической химии
Ахметов М. А. Основы общей химии
Ахметов М. А. Основы органической химии
Ахметов М. А. Подготовка школьников к олимпиаде по химии
Ахметов М. А. Предпрофильная подготовка в основной школе
Ахметов М. А. Строение вещества
Ахметов М. А. Технология подготовки школьников к ЕГЭ
Ахметов М. А. Химическая реакция
Ахметов М. А. Химия и здоровье человека

4. Малотиражные издания
Александрова Л. А. Химия элементов. – Ульяновский фармацевтический колледж. – 2006
Ахметов М. А. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ХИМИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (федеральный компонент государственного стандарта общего образования), Ульяновск: УИПКПРО, 2004 – 63 с.
Ахметов М. А. Система обучающих заданий по неорганической химии. Ульяновск: УИПКПРО, 2003. - 22 с.
Ахметов М. А. Математические методы решения расчетных задач по химии. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. – 20 с.
Ахметов М. А. Методические рекомендации по использованию реактивов в общеобразовательных учебных заведениях. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996 – 72 с.
Ахметов М. А. Система заданий и упражнений по органической химии в тестовой форме. В двух частях. Часть 1. – Ульяновск:УИПКПРО, 2004. – 84 с.
Ахметов М. А. Система заданий и упражнений по органической химии в тестовой форме. В двух частях. Часть 2 – – Ульяновск:УИПКПРО, 2004 – 80 с.
Ахметов М. А., Булычова В. Н. Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках химии. Ульяновск, ИПК ПРО, 1997. - 27 с.
Ахметов М. А., Черняев Н. Н. Индивидуализация тестового контроля. Экспресс-методика проверки тестовых заданий. Ульяновск: ИПК ПРО- 1998 – 14 с.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ХИМИИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ: базовый уровень. (Автор-составитель: Ахметов М. А.) Ульяновск: УИПКПРО, 2005 – 31 с.
Селезнева О. Н., Ахметов М. А ХИМИЯ 8 класс Учебно-методическое пособие. Ульяновск: ИПКПРО, 2002. – 84 с.
Харчева И. М., Ахметов М. А. ХИМИЯ 9 класс Учебно-методическое пособие. Ульяновск: ИПКПРО, 2002. – 96 с.


5. Учебно-методический материал на электронных носителях
Аттестация учащихся 9-х классов
Ахметов М. А Методика расчета состава смесей по химическим формулам
Ахметов М. А. «Химия без взрывов» (программа элективного курса)
Ахметов М. А. К вопросу о формировании понятия “эквивалент”
Ахметов М. А. Методические рекомендации по химии – 2005.
Ахметов М. А. Модели молекул органических веществ как средство развития пространственного мышления
Ахметов М. А. Нейрофизиологические основы мыслительных стратегий
Ахметов М. А. Некоторые замечания по поводу ионно-электронного метода
Ахметов М. А. Образовательный сайт «Виртуальная химическая школа»
Ахметов М. А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ Виртуальная химическая школа
Ахметов М. А. Организация проектной деятельности школьников
Ахметов М. А. От определения химического понятия
Ахметов М. А. Педагогические функции тестов в современной школе
Ахметов М. А. Пищевые добавки
Ахметов М. А. Примеры итоговых тестов по химии
Ахметов М. А. Профессиональная самоактуализация учителя.
Ахметов М. А. Система обучающих заданий: творческий уровень
Ахметов М. А. Тестовые задания и индивидуализация обучения
Ахметов М. А. Технологии обучения в классах естевтеннонаучного профиля
Ахметов М. А. Формирование ключевых компетентностей
Ахметов М. А. ХИМИЯ (Управление образовательным процессом в условиях модернизации
Ахметов М. А.Формирование основных химических понятий средствами НЛП
Ахметов М.А. Использование таблиц для решения расчетных задач по химии.
Ахметов М.А. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по химии
Ахметов М.А. О содержательном аспекте формирования химических понятий
Ахметов М.А. Ресурсы Интернета в межкурсовой подготовке учителя химии
Ахметов М.А., Денисова О. Ф. Содержательный аспект формирования химических понятий
Батаева Тематический план курса Методика обучения химии в средней школе
Библиографическое описание. ГОСТ 7.1-2003
Водное окружение белков
Высоцкий В.И. Взаимное влияние атомов и групп атомов.
Загорский Тематический план лекционного курса Практическая педагогика и психология учебный процесс как взаимодействие личностей
Зайцев Тематический план и программа курса  Методика обучения химии
Занимательные химические опыты
Зимняя И.А. Ключевые компетентности
Извлечения из правил по ТБ
ИНФОРМАЦИОННЫе технологии В обучении ХИМИИ
Кондаков И_М_ Методика для изучения мотивационных особенностей школьников
Кравченко О.В.Педагогика сотрудничества.
Личностно ориентированное обучение (библиотека «1 сентября»)
М. Мур. Информационные технологии в дистанционном образовании
Майерс Д. О мифах полушарности
Медиаобразование
Методика преподавания химии (вопросы к теоретическому модулю)
Методические рекомендации к проведению лабораторных работ
Методические рекомендации по организации безопасной работы в кабинете химии
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом ЕГЭ по химии
Мягков Искренность респондентов
Никитенко Интернет для учителя химии
Образование взрослых в США
Педагогические функции тестов
Примерная программа по химии базового уровня
Программа дисциплины Методика преподавания химии
Разработка урока «Химия и пищевые добавки»
Сиротюк А. Л.ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЫШЛЕНИЯ
Система оценки знаний и поведения учащихся
Соловов В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения
Тематическое планирование 10 класс (базовый уровень)
Технологии обучения химии
Требования к кабинету химии.
Требования к оснащению кабинета химии.
Учебная программа «педагогическая психология»
Учебно-методическое пособие. «Основы педагогического мастерства».
Формирование специальных умений и навыков при изучении химии
Химические реагенты в бытовой химии
Храмова О. В Элективный курс Химия в нашей жизни
Экологические аспекты здорового питания
Якиманская. Технологии личностно-ориентированного обучения.

6. Компьютерные программы по химии на лазерных дисках

Название
Производитель или автор
Краткое описание

I. Уроки химии (самоучители)

1. Уроки химии
8-9
10-11
K&M (2 диска)
Рассчитаны на самостоятельное изучение химии
Соответствуют школьной программе
Ведется журнал, и выставляются оценки
Одновременно могут обучаться 5 учеников
Возможность повышения оценки - предлагаются новые задания
Наличие мультимедийных анимаций, иллюстраций


2. Уроки химии
общая химия - 275 уроков
неорганическая химия - 317 уроков
органическая химия – 215 уроков

TeachPro (3 диска)
Беспрецедентно большой объем озвученного материала
Интерактивное обучение
Решение задач (разобрано более 150 задач)
Поисковая система
Закладки


3. Химия – 8 класс
1С: (2 диска)
Поддерживает многопользовательскую работу как на одном компьютере так и в локальной сети
Предназначен для поддержки курса химии 8 класса
Обучающий и тестирующие блоки
Динамическое формирование проверочных и контрольных работ, позволяющих сформировать бесчисленное множество вариантов
Практикум по решению задач
словари по теоретической и неорганической химии
справочная информация по истории химии
1200 интерактивных тестовых заданий
30 задач с пошаговым разбором
226 фотографий различных веществ, минералов и материалов
99 видеозаписей химических опытов
30 моделей атомов и кристаллических решеток

4. Химия – 8 класс
Просвещение: 4 диска
Интерактивный обучающий курс

II. Курсы химии для обобщения и повторения

1. Репетитор

Углубленный курс для подготовки в самые престижные вузы
Более 100 опытов в пробирочном варианте
Большое количество анимаций и иллюстраций
Задачи и тесты для самоконтроля
Гиперссылки


2. Химия
Общая и неорганическая
органическая


Марийский технический университет
Большой объем информации
Красочность
Подходят для сопровождения уроков с мультимедийного проектора
Наличие анимаций, демонстраций опытов
Сопровождение текста диктором


3. Органическая химия


Самарский государственный университет
Один из лучших курсов органической химии
Повышенный уровень
Тесты для самоконтроля
Модели молекул
Гиперссылки

4. Открытая химия

ООО Физикон, 2001-2002
Курс предвузовский курс + начальный вузовский
Интерактивные модели
Гиперссылки
Система тестирования
Интерактивная периодическая таблица


5. Базовый курс химии 8-9
Марийский технический университет
Интерактивный курс химии

6. Полный мультимедийный курс химии + все опыты неорганики (на трех дисках)
Руссобит
Справочные таблицы
Журнал учета работы ученика
Статьи про ученых химиков, необходимые для написания рефератов
Сотни занимательных опытов для внеклассных занятий и вечеров химии
5 режимов обучения: учебник, словарь, тестирование, химическая лаборатория
20 объемных моделей органических соединений
59 химических видеофильмов
1000 справочных статей по химическим терминам
1500 проверочных тестов и задач с ответами

7. Химия для всех – XXI – самоучитель
1С:
Свыше 1100 задач различной сложности
Ответы и подробный разбор решений
таблицы и справочные материалы
159 видеофрагментов
230 фотографий
биографии 130 знаменитых химиков
3 химических словаря

III. Тестовые программы

1. ХИМИЯ (полный иллюстрированный курс)


РуссБит
Охватывает все разделы школьного курса химии
600 цветных иллюстраций таблиц и схем
700 заданий и пояснений к ним


2. Репетитор: ХИМИЯ

1С:
более 200 иллюстраций
200 проверочных упражнений и задач
Более 1400 тестовых заданий и ответы к ним
Тренинг по выбранному разделу, теме или всему курсу
Экзамен по выбранному разделу, теме или всему курсу
Задания централизованного тестирования
Справочные таблицы

3. Готовимся к ЕГЭ – 2003 г

17 вариантов теста ЕГЭ: один демонстрационный вариант теста ЕГЭ 2003 года, один демонстрационный вариант теста ЕГЭ 2002 года и 15 вариантов теста ЕГЭ 2001-2002 годов.
Каждый вариант теста имеет два режима: контрольно-тренировочный и контрольный.
Контрольно-тренировочный в случае неверного ответа предоставляет возможность просмотреть подсказку с правильным ответом, не позволяя вернуться к предыдущему вопросу. В конце работы дается оценка знаний тестируемого.
В контрольном режиме отсутствует реакция компьютера на ответы до окончания тестирования. Этот режим имитирует экзаменационное тестирование.
Тесты предназначены как для самоподготовки, так и для проведения репетиционного тестирования в компьютерном классе.

4. Интерактивные тесты ЕГЭ – все предметы 2004
Министерство образования РФ. – материал с сайта
http://www.ege.edu.ru
"Интерактивные тесты ЕГЭ" - это второй раздел продукта "1С:Репетитор. Сдаем Единый экзамен 2004", который содержит интерактивные контрольно-диагностические тесты по дисциплинам ЕГЭ, реализованные в оболочке "1С:Репетитор".


5. Школьные тесты по химии + рефераты

Интерактивное тестирование по школьному курсу

6. Химия абитуриенту
Неотехсофт, Медиаворлд
Компьютерный тренажер
Статистика успеваемости
Справочные материалы
Работа над ошибками
Соответствие нормативным документам МИНобразования
Имитация настоящего экзамена

7. Organic chemistry

tests for students

III. Познавательные игры

ХИМИКУС – (обучающая игра)

Медиахауз
Приключенческая игра – квест
Более 60-ти задач и головоломок
Более 250-ти статей в интерактивной химической энциклопедии
Множество анимированных химических опытов и реакций


IV. Компьютерные лаборатории и виртуальные лабораторные практикумы

Компьютерная лаборатория химика
Cambridge Soft Corporation
Позволяет:
рисовать структурные формулы любой сложности
рассчитывать геометрические параметры молекул
рисовать объемные 3d модели
искать любую информацию, основываясь на структурной или молекулярной формуле в Интернете

ChemWindows

программа для рисования химических формул

Chemoffice 2002 (новая редакция компьютерной лаборатории химика)
Cambridge Soft Corporation
Позволяет:
рисовать структурные формулы любой сложности
рассчитывать геометрические параметры молекул
рисовать объемные 3d модели
искать любую информацию, основываясь на структурной или молекулярной формуле в Интернете

Виртуальная лаборатория химика (на двух дисках)
Марийский государственный университет
полный школьный химический практикум на экране монитора

V. Конструкторы презентаций. Библиотеки ресурсов.

Библиотека наглядных пособий K&M
K&M
Библиотека презентаций и программа, предназначенная для конструирования сайтов

Сборник презентаций по химии и биологии (90 мб)
выпускные работы слушателей центра Интернет-образования
Презентации по химии и биологии

VI. учебники в текстовом формате

Габриелян О. С.
готовится к изданию в издательстве «Дрофа»
Пропедевтический курс химии, подготовленный в формате текстового редактора «Word» (объем около 300 мб)

ХИМИЯ для студента
Седьмой Волк – мультимедиа
Общая химия, аналитическая химия, биохимия, 3 видеофильма (вода, воздух, комплексные соединения)

VII. Электронные энциклопедии

БОЛЬШАЯ ДЕТСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТОМ 3 ХИМИЯ

Вам предстоит окунутся в мир химии.
Вы узнаете как Менделеев дошел до открытия Великого Закон, поймете закон протекания химических реакций, откроете удивительный мир органической химии, узнаете из чего устроена вселенная. Отчего вещи пахнут, как работает батарейка, что такое пластмасса, кто или что такое вирусы, как устроен код жизни, и т.д. - об этом Вы узнаете из нашей энциклопедии. Обратите внимание на главу "Приложения", там вы найдете: Кристаллы - о том как самому дома вырастить кристаллы Пиротехника - сделай любой праздник веселей своим салютом Опыты - интересные химические опыты для дома и школы Великие Химики - биографии ученых Словарь химических терминов
Учебник по химии - для более глубокого изучения химии.


7. Компьютерные презентации
Ахметов М. А. Вещества и смеси
Ахметов М. А. Использование компьютеров в школьном химическом образовании
Ахметов М. А. Мониторинг качества школьного химического образования
Ахметов М. А. Нейрофизиологические основы мыслительных стратегий
Ахметов М. А. Образование ионов
Ахметов М. А. Профессиональная самоактуализация учителя
Ахметов М. А. Результаты ЕГЭ 2004 по химии.
Ахметов М. А. Связи в бензоле
Ахметов М. А. Содержание, формы и методы профильной ориентации
Ахметов М. А. Техники нейро-лингвистического программирования.
Ахметов М. А. Технологии предпрофильного обучения и предпрофильной подготовки
Ахметов М. А. Учебники по химии
Ахметов М. А. Химическая связь
Ахметов М. А. Цели, задачи, содержание и организация ЕГЭ
Ахметов М. А. Электронные оболочки
Левкин А. Н. Задачники по химии
Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы
Российские образовательные сайты
Химический лабиринт
Цель профильной ориентации
Чирина И. Е. Металлы
Чистякова С. Н. Профильная ориентация школьников


8. Элективные курсы, разработанные слушателями курсов

1. Александрова Светлана Евгеньевна, учителя химии МОУ СОШ №66 «Химия и экология» (V-XI) классов» - комплект элективных курсов. – 2005

Программа состоит из нескольких логически взаимосвязанных частей: введения, пояснительной записки, 7 программ элективных курсов! «Химия и экология» с пятого по одиннадцатый класс, двух приложений и библиографии. Общий объем работы 110 страниц машинописного текста. Содержание элективных курсов предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к химии, познакомиться со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы, создать базу для ориентации в мире современных профессий. Изучение химии и экологии позволяет учащимся оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием. Уделено внимание формированию специальных экспериментальных умений, таких ставить опыты, проводить наблюдения. Через всю работу красной нитью проходят природоохранные идеи. В работе показаны результаты апробирования программы, а также их влияние на личностное развитие учащихся.


2. Асанова Ряшида Арибжановна, учитель биологии МОУ Большечирклейской сош Николаевского района «Почему мы не похожи друг на друга»

Целями элективного курса является показ приоритета экологических ценностей, развитие стремления к идеалу нравственного и физического здорового человека, продумана учебная деятельность учащихся практически на каждое занятие.

3. Ахримов Сергей Николаевич, учитель химии средней общеобразовательной школы №2 р.п. Базарный Сызган «Электричество в химии» – 2006

Определены критерии, на основе которых можно оценить успешность учащихся при прохождении курса, формы контроля знаний. Тематический план курса представлен в табличном виде. В таблице отражены формы и методы обучения, позволяющие достичь поставленной цели. Содержание курса носит межпредметный характер, определяющий связь химии с физическим знанием. Имеется разработка урока и лабораторных работ.

4. Белова Нина Михайловна, учитель химии, биологии, географии Новоульяновской общеобразовательной вечерней школы №2 «Здоровье человека и окружающая среда 8-9 класс» – 2006

Чтобы беречь здоровье смолоду, нужны знания. Предлагаемый курс побудит учащихся к серьезному изучению человека, его здоровья и долголетия, поможет организовать здоровый образ жизни, понять, почему здоровье человека - духовное и физическое, - главное богатство человека, каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды и образа жизни, который ведет человек. Программа составлена на основе учебного пособия «Здоровье человека и окружающая среда» под редакцией Величковского Б. Т., Кирпичева В. И., Суравегиной И. Т. Программа курса включает следующие разделы: введение, здоровье и наследственность, среда жизнедеятельности человека, загрязнение окружающей среды, здоровый образ жизни. Из 34 часов 20 - лекции, 3 -семинары, 11- лабораторные и практические работы.

5. Бражник Ирина Александровна, учитель химии МОУ СОШ №24 «Экологическая химия» – 2005

Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса. Он включает аннотацию, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, а также краткие методические рекомендации к проведению занятий. Значительная часть времени согласно учебно-тематического плана отведена самостоятельной практической деятельности учащихся, что поспособствует не только их обучению, но и развитию.

6. Вербицкая Ольга Николаевна, учитель химии средней общеобразовательной школы №5 г. Ульяновска «Организм человека - химическая лаборатория» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки к обучению в классах естественнонаучного профиля» – 2004.

Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы. Важную часть работы составляет пояснительная записка. Она содержит необходимые комментарии к элективному курсу, и методике его проведения. Содержание программы очерчивает область курса, список проводимых лабораторных опытов, практических занятий. Весьма подробен тематический план, включающий описание ожидаемых результатов (знать и уметь). Список литературы для учителя содержит 24 наименования, а для учащихся – 9. Окажет помощь практикующему учителю приложение к работе. Оно включает описание химического практикума. Здесь Ольга Николаевна дает методику его применения, методические рекомендации к проведению практических занятий по разделу химия нашего организма, а также лабораторный практикум. Завершает работу практически значимая разработку урока «Вода как уникальное природное вещество».



7. Волошина Людмила Ивановна, учитель химии гимназии №59 г. Ульяновска «Вещества и материалы в вашем доме» – 2005.

8. Гаврищук Л. Н., учитель химии сош №71 г. Ульяновска «От простого к сложному» – 2006

Необходимость определения профиля обучения в старшей школе ставит выпускника основной школы перед необходимостью выбора. Предполагается, что такой выбор будет облегчен в результате введения на завершающем этапе обучения в 8-9 классах профориентационных элективных курсов. Такие курсы помогут ученику подготовится к поступлению на избранный профиль, получить опыт формирования индивидуального учебного плана. Элективный курс, объемом 17 часов, направлен на расширение и углубление знаний учащихся, развивает их познавательные интересы и способности. Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к химии, подготовиться со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы. Формой отчетности учащихся является на выбор зачет или защита проекта.

9. Гемранова Елена Васильевна учитель химии сош №86 Заволжского района по теме «Решение расчетных задач» – 2005

Элективный курс включает несколько логически взаимосвязанных частей: аннотацию, пояснительную записку, учебный план, учебно-тематический план, содержание программы, приложение. Элективный курс рассчитан на 34 часа. Курс направлен на расширение и углубление полученных в базовом химическом образовании знаний и умений. Сегодня когда начинают действовать новые образовательные стандарты, в содержании школьного химического образования базового уровня осталось лишь несколько типов задач. Однако успешное обучение в химико-биологическом профиле возможно при достижении учащимися более высокого уровня подготовки, что и призван обеспечить элективный курс. При изучении элективного курса учащиеся должны научиться решать следующие типы задач: вывод химических формул, на растворы, на избыток-недостаток, примеси, теоретический и практический выход. Будут рассмотрены комбинированные задачи, сочетающие несколько алгоритмов решения и задачи повышенной сложности.

10. Голяхова Вера Геннадиевна, учитель химии Шиловской средней школы «Химия в повседневной жизни человека» – 2005.

Программой курсов запланирован химический эксперимент. Разнообразные методы и формы организации познавательной деятельности, межпредметные связи сделают обучение интересным. Качественно дополняет содержание работы приложение, содержащее методику проведения практических работ, а также рекомендации по созданию творческих проектов.

11. Ермолина Надежда Федоровна, учитель химии сош №66 Засвияжского района г. Ульяновска «Окислительно-восстановительные реакции в органической химии» – 2004.

Автор работы развивает мысль о важности развития и углубления представления об окислительно-восстановительных реакциях для старших школьников, особенно в свете требований к единому государственному экзамену. Тщательно продумана и обоснована пояснительная записка. Она включает описание ведущих форм знаний, методики контроля, основных целей и задач курса. Важной составляющей элективного курса является его подобное содержание, в котором тщательно прописана изучаемая область. Весьма детален тематический план, представленный в табличном виде. Таблица включает следующие графы: № п/п, тема занятия, методы и приемы обучения, основные понятия, эксперимент, виды контроля, прогнозируемые результаты, домашнее задание. Заключение содержит описание истории создания элективного курса и перспектив его применения в образовательном процессе. Весьма ценным для практикующего учителя является приложение к работе, включающее описание свойств типичных окислителей и восстановителей, алгоритм определения степени окисления в органических молекулах, алгоритм использования сокращенной записи электронного баланса, тест по теме «Степень окисления атома углерода в органических соединениях», схемы, отражающие особенности окисления алкенов, алкинов, аренов, кислородсодержащих веществ.

12. Зайцева Ольга Николаевна, учитель химии средней общеобразовательной школы Заволжского района г. Ульяновска «Химия и рациональное питание человека» – 2006

Предназначен для учащихся 10 класса, объемом 33 страницы машинописного текста включает несколько логически взаимосвязанных частей: введения, пояснительной записки, учебного плана, учебно-тематического плана, методических указаний к проведению занятий, библиографии для учителя и учащихся, заключения, списка использованной литературы, приложения. Программа элективного курса начинается с аннотации, содержащей необходимую информацию, обеспечивающую возможность выбора элективного курса учащимися. В ходе изучения элективного курса предусмотрены как теоретические, так и лабораторные и практические занятия. Программа элективного курса рассчитана на реализацию таких содержательных компонентов как культура питания, система питания, биологическая роль компонентов пищи, методы исследования элементов питания, анализ химических свойств. Следует отметить, что выбрана весьма актуальная тема, способная вызвать интерес многих учеников. Обилие практических работ будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

13. Калинова Нина Гавриловна, учитель химии МОУ СОШ №54 Заволжского района г. Ульяновска «Разрушение металлов и сплавов под воздействием окружающей среды» – 2006

Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса, он отвечает имеющимся требованиям, как по форме, так и по содержанию. Следует отметить логическую стройность элективного курса, поставлена цель и назначены задачи. В ходе изучения элективного курса предполагается организация проектной деятельности учащихся, определены темы проектных работ. Учебно-тематический план элективного курса представлен в развернутой форме. Практически значимы методические рекомендации к работе. Приложение к работе содержит необходимый теоретический материал, описание демонстрационных экспериментов.

14. Каманина Мария Александровна, учителя химии средней общеобразовательной школы №24 Засвияжского района г. Ульяновска «Химия и питание» – 2005.

Программа, объемом 26 страниц рукописного текста включает несколько логически взаимосвязанных частей: аннотацию, введение, содержание программы, тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся, приложение. Введение служит цели обоснования актуальности выбранной темы. Весьма подробно тематическое планирование, представленное в табличном виде. Среди форм познавательной деятельности предусматриваются следующие: работа со справочной литературой, подготовка сообщений, докладов, рефератов, творческих проектов.


15. Кораблева Людмила Николаевна, учитель химии МОУ СОШ №62 «Химия и медицина» - 2006

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса включает несколько логически взаимосвязанных частей: введение, аннотацию, пояснительную записку, содержание программы, учебный и учебно-тематический планы, приложение, библиографию для учителя и учащихся. На занятиях элективного курса предполагается более детальное ознакомление учащихся с техникой и правилами работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами. В процессе прохождения элективного курса учащиеся приобретут навыки работы с нагревательными приборами, весами, мерной посудой, изучат состав и свойства ряда лекарственных препаратов. Целью элективного курса является предоставление учащимся возможности познакомиться фармацевтическим направлением применения химического знания. Достижение поставленной цели станет возможным, по мнению автора, через использование разнообразных форм организации учебного занятия: лекции, беседы, лабораторной работы, экскурсий. К достоинствам элективного курса следует отнести наличие химического практикума, способствующего развитию познавательного интереса, более глубокому пониманию химии.


16. Косинова Лариса Ивановна, учитель химии средней общеобразовательной школы №51 «Химический эксперимент по теме «Неметаллы» – 2006

Рецензируемый элективный курс, предназначенный для девятиклассников, направлен на развитие их познавательной активности, практических умений и навыков для проведения школьного эксперимента по химии, а также подготовку к индивидуальному творческому труду. Работа, объемом 39 страниц машинописного текста, состоит из нескольких взаимосвязанных частей: аннотации, пояснительной записки, учебного плана, содержания программы, учебно-тематического плана, приложения, библиографии. Пояснительная записка к программе элективного курса определяет его цель и задачи, предполагаемые результаты обучения, а также способы их оценивания. Содержание программы и учебный план логически структурированы. Учебно-тематический план представлен в развернутом табличном виде, что позволяет раскрыть методику обучения школьников. Приложение к работе включает темы рефератов по разделам, правила техники безопасности для учащихся, описание методики проведения демонстрационных опытов, описание практических работ и экскурсии.

17. Кроткова Галина Иосифовна, учитель химии и биологии Зеленорощинской сош Ульяновского района Ульяновской области «Химические вещества в повседневной жизни человека» – 2006

Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. При изучении элективного курса учащиеся познакомятся со многими привычными для них веществами, но уже с точки зрения химии, освоят простейшие практические приемы при работе с химическим оборудованием, научатся создавать презентации и публикации, продолжат формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой. Тематическое планирование составлено в табличном виде, отражающем тему занятия, количество выделяемых часов, форму обучения, основные вопросы темы, описание демонстраций, лабораторных опытов и итогового образовательного продукта. Приложение к работе включает содержательный материал к урокам по темам «Вода», «Поваренная соль», «Спички», «Бумага», «Химия и медицина», «Химические средства гигиены и косметики», а также разработки практических работ. Завершают работу списки литературы для учителя и учащихся, включающие ссылки на электронные ресурсы.


18. Кузина Надежда Владимировна учитель химии Рязановской средней школы Мелекесского района «Химия в сельском хозяйстве» – 2005

Разработанная Кузиной Н. В. «Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» рассчитана для учащихся предпрофильного 9 класса сельской школы. Основное внимание при изучении курса направлено на активизацию познавательной деятельности школьников. Работа включает несколько взаимосвязанных частей: введение, аннотацию, пояснительную записку, содержание курса, учебный и учебно-тематический планы, заключение, приложение, списки литературы для учителя и учащихся. Курс не дублирует содержание школьной химии, а дополняет ее и органично развивает. Так в него включены работы, не предусмотренные школьной программой: «Расчет доз удобрений под овощные культуры» для получения заданной урожайности», «Экспресс-анализ овощей на содержание нитратов». Кроме этого учащимся предлагается два проекта: «Выращивание овощных культур в растворах», «Использование хлореллы в кормовом диапазоне животных». Курс направлен на развитие способностей школьников к оценке воздействия химической промышленности на природу, учит рациональному природопользованию. При разработке программы использовано большое количество современной литературы.


19. Кузнецова Лидия Ивановна, учитель химии Первомайской СОШ Кузоватовского района «Химические вещества в повседневной жизни человека» – 2006

Задачами элективного курса является изучение веществ, встречающихся в повседневной жизни, формирование у школьников умения проводить эксперименты, соблюдать правила техники безопасности, расширение кругозора и развитие творческих способностей учащихся. Пояснительная записка включает также требования к знаниям и умениям учащихся, способы оценивания результатов учебных достижений учащихся. В ходе изучения элективного курса планируется обучение учащихся проектной деятельности, Приложение к работе содержит инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии, описание ряда демонстрационных опытов и практических работ. Завершает работу библиография для учителя и учащихся.

20. Лепихова Татьяна Васильевна, учитель химии средней общеобразовательной школы №6 г. Димитровграда «Введение в химический анализ» – 2004.

Задачами элективного курса являются знакомство школьников с основными методами и условиями проведения аналитических реакций, углубление и расширение представлений о составе и классификации веществ, химических реакциях, формирование навыка решения расчетных и экспериментальных задач, постановки и выполнения химического эксперимента, формирование умений делать выводы и сравнения на основе наблюдений, развитие химического мышления, познавательного интереса. Следует отметить, что данный элективный курс рассчитан, в том числе и на использование веществ, широко применяемых в быту. Это позволит повысить значимость данного элективного курса в глазах школьников. Элективный курс реализуют деятельностный подход в школьном образовании, служит цели профильной ориентации школьников. В ходе проведения курса предусмотрены так называемые пробы и итоговая зачетная работа, на основании которой предполагается делать вывод об успешности прохождения курса в целом.


21. Липатова Серафима Давыдовна учитель химии МОУ СОШ №10 г. Ульяновска «Решение расчетных задач по химии. 11 класс» – 2006

Возможно ли научить всех учащихся решать расчетные задачи, предусмотренные школьной программой? По данным педагогических исследований для закрепления умений и навыков школьник должен решать около 15 задач каждого типа. Однако проблема не сводится к решению большого числа задач, поэтому необходимо научить учащихся такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – результат конструирования и изобретения. Этой цели служит программа рецензируемого специального курса. Содержание курса направлено на помощь учащимся в овладении методами решения расчетных задач, позволяет подготовиться к Единому государственному экзамену по химии.

22. Липатова Серафима Давыдовна учитель химии МОУ СОШ №10 г. Ульяновска «Удивительный мир химии, окружающий нас» – 2006

Программа элективного курса «Удивительный мир химии, окружающий нас» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования. Общими принципами отбора содержания курса являются системность, целостность, объективность, научность, доступность для учащихся основной школы, реалистичность, практическая направленность.


23. Люкаева Любовь Николаевна, учитель химии МОУ Теренгульская сош «В мире химических задач» – 2006

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, она построена по принципу постепенного усложнения задач, при реализации межпредметных связей с курсом физики и математики. Курс делится на три части: решение расчетных задач, выполнение заданий, связанных с органическим синтезом, составление уравнений окислительно-восстановительных процессов в органической химии. Программа по своей структуре соответствует имеющимся требованиям и состоит из введения, пояснительной записки, содержания курса, развернутого учебно-тематического плана, приложения, библиографии для учителя и учащихся. Особо следует отметить приложение, включающее классификацию видов химических задач, описание способов их решения, задач для самостоятельного решения.

24. Лядвейкина Татьяна Георгиевна, учитель химии Старосахчинской средней школы Мелекесского района «Продукты питания как химические соединения» – 2005

Из учебно-тематического плана, представленного в форме технологической карты следует, что основную часть материала учащиеся будут осваивать в активной форме. При проведении элективного курса планируется организация практических работ, исследовательской деятельности, самостоятельного поиска, активного обсуждения материала в идеологии педагогики сотрудничества, субъект-субъектного взаимодействия. Практикум опирается на базовые знания учащихся по химии, не повторяет, а во многом дополняет школьный курс. Новизна курса состоит в том, что в него включены химические опыты, не предусмотренные школьной программой, такие как качественные реакции на витамины, комплексное исследование дрожжей, выявление в продуктах питания пищевых добавок и другие. Разработанный Лядвейкиной Т. Г. практикум помогает учащимся систематизировать и углубить знания о химических веществах, содержащихся в продуктах питания и их свойствах. В программе особое внимание уделяется межпредметным связям, различным методам обучения, требованиям к техническому оснащению курса, продуманы формы контроля и основные требования к знаниям и умениям учащихся в конце курса. Подробно разработаны и описаны учебный, учебно-тематический и поурочный планы. При изучении курса предусмотрено использование компьютера. Приложение к работе содержит УМК для учащихся и учителей.

25. Малах Галина Александровна, учитель химии МОУ средней общеобразовательной школы №75 г. Ульяновска «Химия в производственных циклах Ульяновской области» – 2005.

Задачей курса является отражение прикладной направленности химического образования с учетом экономических особенностей региона. Реализация программы позволит учащимся приобрести новые знания, которые могут поспособствовать выбору сферы дальнейшей деятельности, связанной с химическим знанием. Содержание программы и предложенные формы организации занятий позволяют достичь запланированных целей. Значительное место в программе отводится на организацию самостоятельной работы школьников. Учащимся предлагаются работы разной направленности и сложности. Такой подход обеспечит успех в прохождении программы для большей части девятиклассников. Работу выгодно отличают методические рекомендации, по проведению занятий.


26. Москвичева Ольга Сергеевна, учитель химии сош №46 г. Ульяновска «Путешествие в мир фармакологии» – 2006

Программа позволяет расширить и углубить базовые знания по химии. Одновременно дети узнают много нового о такой увлекательной прикладной области химии как фармакология. Элективный курс позволяет отшлифовать базовые умения по химии на примере веществ, используемых в медицине. Предусмотрено изучение комплексных соединений, что дополняет школьную программу базового уровня. Целью элективного курса является профильная ориентация школьников, подготовка к осознанному выбору профиля обучения. Изучение элективного курса будет проходить через различные формы занятий, лекционные, семинарские, практические. Дополняют тематическое планирование содержательные и методические разработки занятий. Направлена на развитие познавательного интереса школьников интеллектуальная игра по теме «Электролитическая диссоциация». В ходе обучения предполагается организация проектной деятельности школьников, написание рефератов, конструирование сайтов и электронных презентаций.


27. Николаева Татьяна Викторовна учитель химии МОУ СОШ №37 г. Ульяновска «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» – 2006

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она включает несколько логически взаимосвязанных частей: пояснительную записку, содержание программы курса, учебный и учебно-тематические планы, приложение, включающее примеры типовых задач. Пояснительная записка раскрывает особенности элективного курса, цель и задачи, предполагаемые результаты обучения, а также способы итогового и промежуточного контроля. Программа курса построена в логике от общего к частностям. Изучение частных фактов химии предполагается осуществлять на базе основных законов химии, периодического закона, строения атома, периодического закона, учения о химической связи и закономерностях протекания химических процессов. Типовые задачи составлены на уровне требований «части С» единого государственного экзамена по химии.

28. Носырев Александр Иванович, учитель химии Лапшаурской средней школы Базарносызганского района «Органическая химия вокруг нас. Природа, сельское хозяйство, медицина, пищевая промышленность» – 2004.

Элективный курс предназначен для учащихся 10-х профильных классов сельскохозяйственной направленности. Программа курса разработана в соответствии с учебным комплектом О.С.Габриеляна. Содержание элективного курса предполагает углубленное изучение тех органических веществ, с использованием которых тем или иным образом связаны все отрасли современного сельского хозяйства: от горюче-смазочных материалов до продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, лекарственных препаратов, а также важнейших природных биологически активных веществ- витаминов, гормонов, ферментов и т. п. Элективный курс содержит теоретический, практический и контролирующий блоки. В теоретическом блоке даются лишь общие сведения о строении органических соединений соответствующего класса, чтобы избежать дублирования учебного материала, изучаемого на уроках. Особое внимание в теоретическом блоке уделяется применению как природных органических соединений, являющихся сырьём для соответствующих отраслей химической и перерабатывающей промышленности, так и продуктов нефтехимической, фармацевтической и других отраслей промышленности.
В практическом блоке предлагается большое количество практических работ, выполняемых учащимися под руководством учителя. В процессе выполнения практических работ учащиеся закрепляют знания о свойствах изучаемых веществ, совершенствуют навыки работы с реактивами и оборудованием. В основном практические работы несут исследовательский характер. При проведении эксперимента предполагается использование природных веществ, лекарственных препаратов, образцов сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности. В контролирующем блоке планируется самостоятельное решение расчётных задач основных типов, составление структурных формул, а также подготовка отчётов по проведённым практическим работам. После завершения курса намечается (по выбору учащихся) написание и защита рефератов на заранее объявленную тему, выполнение исследовательской работы повышенного уровня сложности.

29. Огородова Ольга Дмитриевна, учитель химии МОУ средней общеобразовательной школы №83 «Металлы в организме человека» – 2005.

Элективный курс решает задачи расширения и углубления отдельных тем базового курса химии. Планируется дальнейшее развитие у школьников практических и исследовательских умений и навыков, развитие способности критически переосмысливать и преобразовывать полученную информацию в нужную форму. Все это способствует предпрофильной естественнонаучной ориентации школьников. Программа предпрофильного курса предназначена для всех учащихся 9-го класса, не зависимо от успеваемости и рассчитана на 34 часа. Программа курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых курсах, расширяет круг изучаемых металлов, знакомит с их ролью в организме человека. В ходе прохождения курса учащиеся познакомятся с основами качественного анализа. Для повышения интереса к предмету, избегания формализма в знаниях школьников и повышению их качества программа усилена внутрипредметной и межпредметной интеграцией, увеличением доли прикладных вопросов с методологической и экологической направленностью. Значительная роль отводится экспериментальной и практической части, выполнение которой повышает познавательную активность и степень интереса к избранному профилю, развивает аналитические и творческие способности, логическое мышление учащихся.

30. Погодина Ольга Павловна, учитель химии и биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Плодовый» Железнодорожного района г. Ульяновска «Мир химии вокруг нас» – 2006

Целью курса является подготовка школьников к осознанному выбору химико-биологического профиля обучения. Задачами элективного курса является вооружение знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни, раскрытие роли химии в познании природы, развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии. Программа соответствует имеющимся требованиям, как по структуре, так и по содержанию. Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношение к природе, обоснование необходимости вести здоровый образ жизни. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, формированию целостного представления о месте человека в мире веществ.



31. Пронина Татьяна Викторовна, учитель химии сош №1 р.п. Павловка «Опыты с взрывами» – 2006

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Учащимся предоставляется возможность самим осуществить многие взрывоопасные опыты, требующие большой осторожности и строго следования методике. Большое внимание уделяется технике безопасности при постановке опытов. Изучаются химические эксперименты не входящие в школьную программу (взаимодействие калия с водой), реализуется проектный метод обучения (создание презентаций, разработка сценариев открытых мероприятий). Курс направлен на развитие познавательной активности и развитие школьников, а также вооружения их способами безопасного применения веществ в быту и на производстве. Программа представляет собой учебно-методический комплект, включающий методическую разработку для учителя и учебную разработку для школьников. Наличие поурочного планирования и дидактического материала, а также карт-инструкций для учащихся облегчит внедрение элективного курса другими учителями. Для информирования и привлечения школьников к элективному курсу разработаны также информационная листовка и буклет.

32. Прохорова Вера Владимировна, учитель химии сош №44 г. Ульяновска «Скорость химических реакций. Химическое равновесие» – 2005

33. Прохорова Лидия Николаевна, учитель химии МОУ СОШ №17 г. Заволжского района г. Ульяновска «Химия вокруг нас» – 2006

34. Рысина Лариса Александровна, учитель химии сош №2 г. Барыша «Химия в реакциях» – 2006

Представлен полный учебно-методический комплект элективного, который соответствует концепции профильного обучения, как по форме, так и по содержанию. Формирование химических знаний школьников, предполагается проводить на базе сформированного познавательного интереса. В работе представлены опыты по следующим темам: «химический серпантин», «настольные вулканы», «водяные чудеса», «фокусы с металлами», «волшебные огни», «химические пейзажи», «экспонаты химического музея». Каждая разработка урока содержит описание цели, задач, хода урока, а также необходимого оборудования. Поурочные планы снабжены необходимым методическим и дидактическим материалом к уроку. Завершают работу списки литературы для учителя и учащихся.

35. Сагадеева Надежда Михайловна, учитель химии средней общеобразовательной школы №30 г. Ульяновска «Химия на предприятиях местной промышленности г. Ульяновска – 2004.

Профильная ориентация учащихся предполагает организацию и проведение курсов по выбору для учащихся 9-х классов. Задачей этих курсов является оказание на учащегося ориентирующего воздействия для выбора профиля дальнейшего образования. Надежда Михайловна разработала и представила курс по выбору, который, с одной стороны способствует решению задач профильной ориентации, а с другой – знакомит учащихся с химическими объектами и предприятиями г. Ульяновска.
К достоинству представленного курса можно отнести то, что она базируется на местном материале. В ходе изучения курса учащиеся познакомятся с химическими реагентами, применяемыми в кондитерском производстве фабрики «Волжанка», кожевенном производстве «Наппа», Волжских головных очистных сооружениях, отопительной системы в котельне «Южная». Будут способствовать развитию практических умений школьников лабораторные работы «Определение органолептических характеристик воды», «Определение ионов в составе воды и ее кислотность».

36. Селеверстова Роза Азатовна, учитель химии МОУ Мирновской сош Чердаклинского района Ульяновской области «Здоровье, красота и химия» – 2006

Программа предназначена для учащихся 9-10 классов, включает несколько логически взаимосвязанных частей. Наряду с лекциями, конференциями, викторинами предусматривается проведение интересных опытов. Приложение к работе содержит планы-конспекты конференций, викторин, ролевых игр, карточки-задания для экспериментальных и практических работ. По структуре, объему и содержанию представленная работа представляет собой полный учебно-методический комплект элективного курса.

37. Семенова Галина Владимировна, учитель химии и биологии общеобразовательной школы с. Вязовки Радищевского района «Решение расчетных задач по химии» – 2006

Расчетные задачи являются важным компонентом обучения химии, способствующим успешному формированию знаний и умений учащихся. К сожалению, в условиях дефицита учебного времени, возможности обучения школьников приемам решения расчетных задач являются ограниченными. Решение этой проблемы может быть осуществлено в рамках элективного курса. Целью элективного курса является расширение и углубление знаний учащихся по химии. Структура элективного курса соответствует имеющимся требованиям. Элективный курс предоставляет учащимся возможность реализовать химико-математические способности, способствует развитию логического мышления, развивает познавательные интересы и способность самостоятельно выбирать добывать знания и выбирать наиболее удобный способ расчета.

38. Сологуб Ольга Геннадиевна, учитель химии СОШ № 9 Заволжского района г. Ульяновска «Углубленное изучение химии в 8 и 9 классе» ( 2005

Элективный курс носит предметно-ориентированный характер и предназначен для учащихся 8-х и 9-х классов. Программа элективного курса рассчитана на учащихся, ориентированных на изучение химии в старшей школе как профильной дисциплины. Содержание элективного курса позволяет углубить изучение предмета, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить учеников основной школы к освоению программы профильного обучения. Программа элективного курса развивает содержание базовой программы химии, а также развивает темы, которые не включены в базовый уровень изучения предмета: доменделеевская систематизация элементов, эквивалент, закон эквивалентов, закон кратных отношений и другие. Главное внимание уделяется развитию у школьников творческого мышления, способности глубоко анализировать факты. Тематический план весьма подробен, он включает описание методов обучения и форм контроля. В результате апробации элективного курса тематический план должен превратиться в полноценную технологическую карту.


39. Стрелина Наталья Александровна учитель химии МОУ СОШ №3 г. Барыша «Решение задач по химии» – 2006

Работа включает следующие части: введение, пояснительную записку, программу, тематический план, поурочное планирование, задачи для самостоятельного решения. Пояснительная записка к элективному курсу весьма полно отражает цель и задачи элективного курса, предполагаемые учебные результаты, содержит описание форм проведения занятий, а также способ контроля и оценивания результатов обучения. Содержание элективного курса соответствует принятой форме. Календарно-тематическое планирование представлено в табличном виде и является весьма полным, отражающим методику проведения занятий. Поурочное планирование включает примеры уроков. Эти разработки весьма полезны для учителя, позволяют легко использовать элективный курс в своей профессиональной деятельности. В этой части работы также содержатся алгоритмы решения расчетных задач, тренировочные и контрольные задания, некоторые справочные сведения. Завершает работу библиография для учителя и учащихся. Содержание работы нельзя назвать исчерпывающим, но оно является столь полным, что программу вместе с приложением можно отнести к разряду учебно-методических комплектов.


40. Сундукова Елена Александровна, учитель биологии и химии Мордовокагужинской средней общеобразовательной школы Радищевского района «Химия и пища» – 2006

Элективный курс «Химия и пища» рассчитан на 14 часов для изучения в 8-9 классах средней общеобразовательной школы. Необходимость его появления была продиктована необходимостью профильной ориентации школьников на завершающем этапе обучения в основной школе. Материал программы развивает и углубляет химические понятия, показывает применимость химических знаний в повседневной жизни. В ходе освоения данного курса учащиеся приобретут знания о способах оказания первой медицинской помощи, о составе пищевых продуктов, белках, углеводов, жирах, витаминах, ферментах. Все темы элективного курса содержат практически значимые лабораторные опыты. Приложение к работе включает тексты практических работ, таких как «Изучение свойств белков», «Обнаружение углеводов и опыты с ними», «Анализ молока», «Определение витамина С», «Изучение действия ферментов».

41. Тивилева Наталья Юрьевна, учитель химии основной общеобразовательной школы №4 г. Димитровграда «Мы от химии зависим: с ней едим, живем и дышим» – 2006

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки. Целью курса является формирование мотивации для сознательного выбора учащимися химико-биологического профиля.

42. Храмова Ольга Васильевна – учитель химии сош №76 г. Ульяновска «Решение задач по химии повышенного уровня сложности». – 2006

Целями элективного курса являются обеспечение углубленного изучения отдельных тем курса химии, устранение пробелов в знаниях, развитие навыков решения расчётных задач, знакомство учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы, создание условий для существенной дифференциации содержания обучения учащихся, подготовка к усвоению программ профильного обучения.

43. Храмова Ольга Васильевна – учитель химии сош №76 г «Решение расчетных и экспериментальных задач
Hosted by uCoz