Виртуальная химическая школа

Знание - сила! (Ф. Бэкон)

Химия+методика+психология

 

Кабинет психологии

 

 

 

Мусенова Эльмира Ауфатовна

(часть 1.2.из диссертации «Техники НЛП как средство ЛОО»)

           Модель диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий

 

                Для эффективного применения техник НЛП в ЛОО учитель должен обладать информацией, отражающей когнитивные особенности каждого ученика, а также отслеживать их вариации в зависимости от вида деятельности и учебной ситуации. Для получения этой информации необходимо проведение диагностики ведущих репрезентативных систем, выявление доминирующего глаза, уха, руки, ноги, определение особенностей специализации полушарий на основе полученных данных, что позволяет определить профиль учащегося и дать рекомендации по его обучению. Полученные данные диагностики требуют взвешенного отношения, так как человек может использовать различные стили мыслительной деятельности (правополушарный или левополушарный) в зависимости от своего эмоционального состояния и особенностей решаемой задачи. Предлагаемая нами модель диагностики строится, главным образом, не на анкетировании учащихся, где респонденты иногда выдают желаемое за действительное, а на считывании и интерпретации невербальных и вербальных сигналов, являющихся отражением внутренней сущности учащегося.             Наша модель диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий  обучаемых (рис.4), включает исследование учащихся по следующим направлениям [118]:

Исследование каналов входа информации (диагностика ведущих глаза, уха, руки, ноги).

Исследование способа хранения информации и мыслительных процессов по глазным сигналам доступа (ГСД).

                3. Исследование кинестетических сигналов (поведение, жесты).

                4. Изучение аудиальных сигналов, отражающих способ мышления (по предикатам).

                5.  Выявление ведущих репрезентативных систем.

                6. Наблюдение за нейропсихологическими индикаторами в процессе обучения, и внесение коррективов в учебный процесс.

                7. Составление рекомендаций по индивидуальному и групповому обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 4.  Модель диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий

 

Исследование способа хранения информации и мыслительных процессов по  глазным сигналам  доступа (ГСД). Глазные сигналы доступа – ­ это непроизвольное неосознанное движение глаз, когда люди обращаются к внутренним резервам своей памяти, извлекают  или перерабатывают информацию в своем сознании. Движение глазных яблок в такие моменты достоверно свидетельствует о том, с каким типом информации общается сознание учащегося.

Если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник на какое-то время перестает смотреть прямо на вас. Он “уходит в себя”; он либо смотрит “сквозь вас” (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги. Понятно, что “уход в себя” — это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Непроизвольное движение глаз человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает в данный момент (рис.5).

Рис. 5. Глазные сигналы доступа для типичного правши

 

Взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой – это зрительное воспоминание. Взгляд вправо вверх – зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Налево по горизонтали – слуховое воспоминание. Направо по горизонтали – слуховая конструкция, того, чего нет в памяти. Вниз направо – кинестетическое воспоминание (ощущение). Вниз налево – внутренний диалог, контроль речи.

 М. Гриндер приводит типичные примеры учеников [61]:  – визуальная ученица: всегда смотрит вверх, во время рассказа. Когда учитель читает учебник, она всегда читает сама. Ее тетрадь - самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте. 

Аудиальный ученик, читая текст, он проговаривает, шепчет. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет.

                Кинестетический ученик обычно вскакивает, чтобы по просьбе учителя раздать детям карточки, тетради или карандаши. Он редко поднимает руку,  ждет  приближения учителя, старается прикоснуться к нему. При чтении такой ученик может водить пальцем по строчкам. Этот ученик не может выучить грамматическое правило, без игры. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.

Подготовленный учитель всегда может обнаружить, как учащийся думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые отражаются в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем (табл.4).

Таблица 4

Особенности восприятия учащимися информации (на основе М.Гриндера)

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Отлично помнит то, что видел.

С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации, но при этом - хороший рассказчик.

Организован, наблюдателен, как правило – спокойный, уравновешенный.
Склонен фантазировать, его описания живые, образные.

При разговоре подбородок часто держит вверх, голос может быть высоким.

Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы.

В учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо.
Начинает говорить в раннем возрасте.

Успешен в изучении иностранных языков.

 Задумавшись, может разговаривать сам с собой.

Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова.

Говорит ритмически.
Легко отвлекается на внешний шум.

Не может сосредоточиться в условиях шума.

В группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии.

Лучше обучается, делая.

Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам.

Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение.

С трудом выдерживает болевые ощущения.

При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует, обычно ниже пояса.

Отличается ранним физическим развитием.

Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

Часто неопрятен.

 

Учащийся, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и ему приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного, жесты рук на уровне плеч и выше.

 Школьники, которые думают звуками, дышат всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Учащиеся, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием "телефонная поза" потому что она выглядит так, как будто человек говорит по невидимому телефону. Некоторые из них повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию. Их губы шевелятся, жесты на уровне груди.

Кинестетическое мышление характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами, жесты на уровне живота и ниже пояса.

        Рассмотрим, каким образом произносимые слова позволяют извлечь информацию о типе мышления школьника. Слова используются, чтобы описать наши мысли. Выбор слов будет показывать задействованную репрезентативную систему. Кто-то мыслит картинками, кто-то - звуками, а кто-то - ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова: глаголы, существительные,  прилагательные, наречия, и называются в литературе НЛП предикатами (табл.5).

                Визуальные выражения: без тени сомнения, будущее выглядит светлым, внимательно рассматриваю эту идею, имею смутное представление, приятное зрелище, прояснилось для меня, решение возникло перед его глазами, смотреть скептически, смотрим глаза в глаза, смотрит на жизнь сквозь розовые очки, что вы имеете в виду, это прольет немного света на существо вопроса.

                Аудиальные выражения: говорить громко и отчетливо, говорить на тарабарском языке,  давать аудиенцию, держать язык за зубами,  жить в гармонии,  задавать тон, звонить в колокол, на той же длине волны, пропускать мимо ушей, слово за слово.

                Кинестетические выражения: загореться желанием, задержаться на секунду, палец о палец не ударил, пальцем не тронуть, плавно регулировать, руки чешутся, своей печенкой чувствую это, связался с вами, с холодным сердцем, твердое основание, толстокожий, ухватил эту идею, хватать звезды с неба, хладнокровный человек.            

Таблица 5

Связь используемых предикатов и модальностей

Модальность

Предикаты

Визуал

Блестеть, видеть, смотреть, представлять, иллюстрировать, наблюдать, отражать, замечать, показывать, появиться, предвидеть, прояснять, рассматривать, фокусировать, визуализировать.

Воображение, картина, сцена, обзор, обозрение, перспектива, глаз, зрелище, зрение, иллюзия, точка зрения, взгляд, вид, прозрение, фокус.

Ясный, слепой, темный, яркий, колоритный, цветной

Аудиал

Акцентировать, говорить, слушать, слышать, звучать, замолчать, орать, кричать, заявлять, звенеть, спрашивать, резонировать,

Голос, звуки, звонок, дискуссия, крик, тишина, диссонанс, разговор, ритм, рифма, тишина, тон, ударение.

Внятный, вокальный, гармоничный,  глухой, громкий, монотонный, немой, неразговорчивый, неслыханный, пронзительный, созвучный, тихий,

Кинестетик

Взяться, вручать, держать, задевать, контактировать, напрягаться, ощущать, сдавать, сжать, сносить, схватывать, обожать, тереть, толкать, трогать, хватать, чувствовать, зажимать, тянуть.

Напряжение, тяжесть, боль, давление, чувство, ощущение, удар, толчок.

Гладкий, жесткий, легкий, мягкий, нежный, осязаемый,  ощутимый, твердый, теплый,  тяжелый, удобный, холодный,  шершавый.

 

                При исследовании каналов входа информации мы исходили из того, что информация поступает в наш мозг через основные каналы восприятия: глаза, уши, руки и ноги. Для обучения важны все органы чувств, но следует учитывать, что информационные органы тела используются несимметрично, например, одной руке предпочитается другая, одному глазу – другой, одному уху – второе. Наши симметрично расположенные органы чувств «закреплены» за разными полушариями. Так как каждое полушарие по-разному воспринимает и обрабатывает информацию, возникают различия в восприятии мира и способах мышления. Определение асимметричности – доминанты [172] позволяет уточнить реализуемые учащимся стили мышления и организовать  эффективное взаимодействие. 

Известно, что ведущий глаз первый ловит предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация (приспособление к ясному видению предметов). Объект ведущим глазом воспринимается как больший и контрастный. Асимметрия глаз позволяет нам говорить о вовлечении конкретных структур мозга в акт восприятия окружающего мира: известно, что различие полей зрения у нормальных людей отражает асимметрию их мозга. Для определения ведущего глаза  нами были использованы   простые тесты [172].

1. На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 3 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30-40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден.

 2. Нужно держать большой палец вытянутой руки, направляя его на вертикальную линию интерьера (дверь, оконную раму, картинную раму и т.д.) и сфокусировать на нем оба глаза. Не двигая большим пальцем и головой, нужно закрыть один глаз, затем его открыть и закрыть другой глаз. Который глаз держит изображение вертикального объекта на одной линии с пальцем, тот и является доминирующим. При закрывании этого глаза изображение смещается.

3. Надо взять лист бумаги, в середине вырезать дырку диаметром 2 - 2,5 см. Ребенок должен держать бумагу на расстоянии вытянутой руки и смотреть на Вас. Какой глаз Вы видите, тот и ведущий (тест Фридляндера).

4. Нужно взять карандаш. Прицелиться“, выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз — ведущий, а если наоборот, то правый (тест).

Глаза, большой палец вытянутой руки и предмет находятся на одной линии. Несмотря на то, что мы смотрим двумя глазами. Информация поступает в мозг, главным образом с одного глаза. Второй глаз служит для создания объемной картинки. Когда мы отключаем ведущий глаз, источником информации становится другой глаз и визуально наблюдается смещение предмета в сторону (рис.6):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Причины смещения объекта при закрывании ведущего глаза

                5. Ведущий глаз иногда бывает несколько большего размера, он прицеливается, фокусируется в направлении наблюдаемого объекта, тогда как ведомый  глаз внешне выглядит расфокусированным. После некоторой тренировки можно в ряде случаев достоверно определять ведущий глаз при внешнем  наблюдении, в том числе и по фотографиям [172].

Согласно К. Ханнофорд [172] можно использовать следующие способы определения ведущего уха:

                 1.  Если представить, что за стеной есть люди, которые говорят о вас. Можно подойдите к стене и приложить ухо так, чтобы слышать, что они сказали. Которое ухо вы приложили к стене, то и будет ведущим.

                2. Лягте на пол, на живот и отметьте, которое ухо вы поднимаете, чтобы слышать звуки вокруг, то и будет ведущим.

                3. Вручите определяемому человеку морскую раковину или пустую чашку. Попросите его послушать звук раковины или чашки и отметьте, каким ухом они прикладывают раковину или чашку, чтобы услышать звук. К какому уху Вы обычно прикладываете телефонную трубку, то и будет ведущим.

Мы предлагаем также следующий метод, весьма подходящий для учебного процесса. Можно также начать говорить о чем-нибудь очень интересном для собеседника, постепенно понижать громкость речи. Наблюдая за собеседником, установить, каким ухом он к вам чуть разворачивается, то ухо и является ведущим.

Ведущее ухо обычно бывает большего размера это обычно нетрудно заметить при внешнем наблюдении. Можно также измерить размер уха с помощью линейки.

Ученики со слуховым восприятием имеют доминирующее ухо на другой стороне от доминирующего полушария и предпочитают слуховую презентацию при получении новой или критической информации. Существует определенная асимметричность в нервных связях, идущих от каждого уха к полушарию мозга. Нервные волокна, идущие от правого уха к левому полушарию, толще, чем нервные волокна, идущие от левого уха к левому полушарию. Из-за этой асимметрии правое ухо первоначально посылает информацию в левое полушарие, в то время как левое ухо первоначально посылает информацию в правое полушарие.  Поэтому личности с гештальт-полушарием (правым) и противоположным доминирующим ухом будут главными слушателями метафор, историй, диалектов и эмоциональной информации. Личности с логической доминантой (левое полушарие) и доминирующим противоположным ухом будут превосходными слушателями для детального или линейного способа подачи информации.

Уши проводят аудио информацию в мозг, позволяя нам слушать и услышать звуки из нашего окружения. В интегрированном состоянии мы способны принимать первичную слуховую информацию через оба уха. Звук затем интерпретируется в мозге, используя интеграцию нашей памяти и всех наших других чувств, дает нам аудио представление и анализ мира. Предпочтение в использовании одного уха при слушании и  прислушивании является твердо установленным фактом. Уже у новорожденного наблюдается предпочтение правого уха при восприятии слов, хотя по остроте слуха различия между правым и левым ухом вообще не выявляются.

             Важную информацию по реализуемому способу мышления дают руки. Они посылают информацию в мозг через касание и движение. Руки являются также средством выражения получаемых знаний через жест и письмо. Руки интенсивно включены в человеческое общение, как в устном, так и в кинестетическом выражении. Для определения ведущей руки мы использовали следующие тесты (Лурия):

Нужно предложить испытуемому ручку или карандаш на уровне их средней части тела (на уровне талии). Какой рукой он коснется, чтобы взять ручку или карандаш, та и будет их действующей доминирующей рукой.

Нужно скрестить руки на груди в позе Наполеона“. Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Ноги также контролируются противоположными полушариями.  Личность с доминирующей ногой противоположной доминирующему полушарию мозга способна к ловким движениям.

В нашем исследовании мы использовали следующие методы определения ведущей ноги. Ведущей ногой является та, которой отталкиваются при прыжке, с помощью нее поднимаются на подножку или кресло, или пинают мяч, это та нога, на которую переносится тяжесть, чтобы не упасть.

Когда доминирующая нога находится на противоположной стороне тела от логического полушария, личность будет стремиться выполнять более планируемые движения. Такие люди хорошо следуют инструкциям типа: шаг-за-шагом в спорте, танцах и других видах активного движения, но могут иметь недостаток спонтанности движения.

Если доминирующая нога противоположна гештальт-полушарию, движения будут более спонтанными, свободной формы и управляемые ритмом. Однако у таких людей могут быть трудности следования инструкциям типа: шаг-за-шагом.

Когда доминирующая нога находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие (ограниченное движение), то под стрессом такие личности будут иметь затруднения в движении. Личности с таким профилем обнаружат, что в условиях стресса, прежде всего, они имеют тенденцию замирать и не способны выполнять немедленные физические действия. Они могут почувствовать себя парализованными или испытывают неуклюжесть, приводящую к ушибам, ободранным коленям или к чему-нибудь похуже.

В противоположность этому личности с доминирующим полушарием противоположным доминирующей ноге будут продолжать действовать под стрессом, но их усилия могут быть не продуктивными и потраченными впустую.

Существует другое различие между двумя сторонами мозга, каждая из которых контролирует различную сторону тела. Мозг обладает скрещенным способом соединения с частями тела так, что каждая сторона тела связана с противоположной стороной полушария мозга. Все сенсорно-моторные функции правой стороны тела либо реализуются, либо контролируются левым полушарием. Все сенсорно-моторные функции левой стороны тела реализуются или контролируются правым полушарием. Следовательно, правый глаз связан с левым полушарием, а левый глаз – с правым полушарием. Левая рука посылает информацию и контролируется правым полушарием, а правая рука посылает и получает сигналы от левого полушария, и так через все тело.

Предпочтение оказывается тем сенсорно-моторным функциям, которые обеспечиваются нашими особенными признаками латеральных доминант. Когда доминанта глаза, уха, руки или ноги находится на противоположной стороне тела от доминанты полушария, они связаны наиболее эффективно с мозгом даже во время стресса. Если доминанта полушария на левой стороне, а доминанта глаза – на правой стороне, то высока способность для принятия визуальной информации, даже в стрессовой ситуации. Видение будет предпочтительным способом обучения для людей с доминантой глаза противоположной доминанте полушария, и, таким образом, они могут рассматриваться как визуальные ученики.

Во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию заботиться о базовых потребностях. Это состояние подавленного функционирования в одном полушарии называется односторонним состоянием. Состояние, когда оба полушария функционируют одновременно, называется интегрированным состоянием, и  это ключ к высшему уровню логичного рассуждения и творчества.

Во время стресса только рука и нога противоположного ведущего полушария будут эффективно принимать участие в обработке информации. В то же время будут наблюдаться ограничения в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга. Если, например, все обучающие компоненты – глаз, ухо, рука, нога и полушарие мозга имеют доминанту на правой стороне, то такой профиль будет полностью ограничен в одностороннем состоянии. Во время стресса такая личность не способна иметь доступ к большей части аудиальной и визуальной информации и имеет трудности в тонкой моторике и в общении. Такие ученики не способны увидеть детали, и у них должно быть время, чтобы посидеть в тишине и одиночестве для внутренней переработки информации. Из-за того, что они имеют трудности вербального плана, видения и слышания под стрессом, они часто получают определение, как  “неспособные” ученики, или им требуется специальное образование, и, в конце концов, они нередко получают еще больший стресс, который может увековечить их одностороннее состояние. В противоположность этому, профиль, где ведущее полушарие находится с противоположной стороны от ведущих сенсорных входов, дает полный сенсорно-моторный доступ. Здесь ведущее полушарие контролирует ведущие руку и ногу и получает информацию от ведущих глаза и уха. Даже под стрессом личность с таким профилем может иметь доступ к визуальной и аудиальной информации и может связывать детали посредством языка. Этот тип учеников обычно хорошо справляется с тестами на проверку вербальных (устных) и математических способностей. Те ученики, у кого правое полушарие не жизнедеятельно во время стресса, могут испытывать затруднения в понимании образных, ритмических или эмоциональных способов обучения. У них может быть ужасное видение всей картины, что уменьшает их понимание информации.

Каждое полушарие развивает и обрабатывает информацию специфическим образом. Логическое полушарие (обычно с левой стороны) имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому гештальт-полушарие (обычно справа)  обрабатывает информацию целиком или глобально, по сравнению с линейной обработкой. Это полушарие имеет дело с образами, ритмом, эмоциями и интуицией.

  Термины «логическое полушарие» вместо «левого» и «гештальт- полушарие» вместо правого используют потому, что у некоторых людей полушария транспонированы и обрабатывают логические действия на правой стороне, а гештальт-действия – на левой. Чтобы различать их функционально, а не топографически, используются термины «логическое» и «гештальт», а не левое и правое полушарие.

 Мозолистое тело между полушариями действует как сверхбыстрый путь, позволяющий производить обмен информацией и обрабатывать: линейное детальное – в логическом полушарии, а общий образ - в гештальт полушарии [131]. При хорошей связи между гемисферами мозга появляется единое мышление. Чем больше активизируются оба полушария, тем больше связей формируется через мозолистое тело. Чем больше связей, тем быстрее обработка информации, и тем более разумно мы способны действовать. Необходимо использовать оба полушария мозга, чтобы быть действительно мастером в чём-либо. Во время стресса или получения новых знаний существует определенный уровень доминанты полушария, и люди всегда будут предпочитать либо логическую, либо гештальт-обработку.

Логическое полушарие обрабатывает информацию из кусков до целого линейным способом. Это полушарие имеет дело с частями языка (алфавит, слова, синтаксис, произношение) и должно рассматриваться как языковое полушарие. Оно также имеет дело с линейным способом, с числами и предпочитает технику обучения новому мастерству шаг за шагом. Ученик с логической доминантой обычно обладает большим преимуществом в нашей сегодняшней системе образования, ориентированной на язык.

Гештальт-полушарие обрабатывает информацию из целого по кускам в виде контекста. Это полушарие обрабатывает через образ, ритм, движение, эмоции и интуицию. Это полушарие должно быть рассмотрено как творческое сознание из-за его любознательной спонтанной природы. Ученик с гештальт-доминантой не будет обладать преимуществом в нашей образовательной системе.

Для оптимального обучения учащимся необходимы оба полушария, работающие вместе в равной степени. Хотя логическое полушарие и рассматривается как язык мозга, необходимо включение гештальт- полушария, чтобы получить полную функцию языка (табл.6). Такое состояние является истинным творчеством. Через гештальт-полушарие рассматривается творчество мозга.

Таблица 6

Связь полушарности и способа мышления по М. Гриндеру [61]

Левое полушарие

Правое полушарие

Логическое

Интуитивное

Последовательное

Хаотическое

Линейное

Абстрактное

Символическое

Образное

Основано на реальности

Ориентировано на фантазии

Вербальное

Невербальное

Временное

Вневременное

Дискретное

Аналоговое

 

Но чтобы достичь высокого творчества в живописи, музыке, танцах, театральном искусстве, спорте необходима отточенная техника, то есть функции логического полушария (табл.7).

Особенности левополушарного интеллекта (По Агафоновой) [1]:

  1) Это речевой интеллект.
2) Логик (классифицирует по существенным признакам).
3) Аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ).
4) Легко выявляет причинно-следственные связи.
5) Левое полушарие отвечает за временное (медленное), последовательное мышление. Такой человек трудно ориентируется во времени.
6) Отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации.
7) Мышление алгоритмичное, символичное, схематичное.


Таблица 7

Навыки, связанные с полушарной специализацией по М. Гриндеру [61]

Левое полушарие

Правое полушарие

 

Письмо

Случайное осознание

Символы

Пространственные связи

Язык

Формы и паттерны

Чтение

Математические вычисления

Фонетика

Цветовая чувствительность

Расположение деталей

Пение, музыка

Разговор и декламирование

Артистичность

Аудиальные ассоциации

Чувства и эмоции

 

           Среди "левополушарных" много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Эти люди подчеркнуто рациональны, логичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности (табл. 8).

                Согласно Агафоновой [1] правополушарный интеллекта намного глубже:

              1) Отвечает за образное, непрагматичное, чувственно-эмоциональное, образное, опосредованное мышление.

              2) Это мышление поисковое, творческое.

              3) Синтетическое (целостное восприятие), конкретное, неабстрактное.

              4) Отвечает за пространственное мышление. (Люди, обладающие этим типом интеллекта, хорошо ориентируются в пространстве).

              5) Отвечает за центры биологической адаптации (такие люди дольше живут, имеют большой потенциал здоровья).

               


 

 

Таблица 8

Характеристика левополушарных и правополушарных учеников

Левополушарный ученик

Правополушарный ученик

Видит детали: символы (буквы, слова).

Оценки: четверки и пятерки.

Выказывает визуальные и аудиальные НЛП индикаторы

Желательны ясные письменные инструкции.

Повторяет фактическую информацию.

Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями.

Любит проверять работу.

Любит информацию в письменной форме.

Фокусирован внутренне.

Анализирует от части к целому, от деталей к общему.

Любит смотреть фильм после чтения книги.

Видит конкретные, а не абстрактные объекты

Отстает при обучении чтению.

Выказывает визуальные и кинестетические НЛП индикаторы.

Часто отвлекается, способен к саморазвлечению.

Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные.

Не следует предлагаемому выбору, любит решать, выбирать самостоятельно.

Использует интуицию.

Не любит проверять работу.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Фокусирован на внешнее.

Анализирует от целого к части.

Любит смотреть фильм до чтения книги.

 

              На основе определения ведущих модальностей, а также ведущих: глаза, уха, руки, ноги строится полушарная модель каждого учащегося. Диагностика нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся является базой, основой для  комплексного применения техник НЛП, модель которого будет рассмотрена в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс цитирования
Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер
Каталог сайтов Arahus.com
Рейтинг@Mail.ru
Интернет-статистика