КАРТА САЙТА 

Примерные вопросы к дифференцированному зачету по химии

1.   Какие модели строения атома предлагались, кто их авторы, на каких экспериментальных данных они основаны?

2.   Что такое атомные спектры и как они получаются?

3.   Объясните, как связаны линии в атомном спектре с электронным строением атома?

4.   Как вы понимаете, что такое основное и возбужденное состояние атома?

5.   На каких экспериментальных данных основана теория Бора? Какие постулаты были выдвинуты Н.Бором?

6.   Как связаны между собой электромагнитное излучение и переходы электронов с одной орбитали на другую?

7.   Чем отличается атомный спектр испускания от атомного спектра поглощения, какое соответствие между двумя этими видами спектров имеется?

8.   Какие серии линий имеются в спектре атома водорода и, какими переходами они обусловлены?

9.   В чем состояли недостатки модели атома Н.Бора?

10. Запишите математические преобразования, проделанные Луи де Бройлем. Какими основополагающими уравнениями он воспользовался? Сформулируйте гипотезу де Бройля.

11. Что означает нахождение электрона на 2s-орбитали в современной квантовой теории? Как он взаимодействует с электронами,  находящимися на 1 s-орбитали?

12. Запишите электронную конфигурацию He, Ne и Li в основном и первом возбужденном состоянии.

13. В чем состоит принцип неопределенности Гейзенберга? Какие два важных следствия из него вытекают?

14. Что такое диамагнитные и парамагнитные атомы? Поясните на конкретных примерах.

15. Что такое энергия ионизации и сродство к электрону? Какие атомы обладают наименьшей и наибольшей энергией ионизации, наибольшим сродством к электрону?

16. Поясните, в чем состоит отличие термина орбиталь от термина орбита?

17. Как измеряют или рассчитывают размеры атома? Какие виды радиусов вы знаете и, чем они отличаются?

18. В чем состоит суть периодического закона?

19. Какие формулировки периодического закона существуют? В чем состоит их отличие.

20. Какие особенности электронного строения атома привели к возникновению периодичности?

21. Какие экспериментальные данные подтверждают справедливость периодического закона?

22. Какие виды радиусов атомов вы знаете? В чем состоит их отличие? Какие из радиусов получены на основе экспериментальных данных, а какие на основе расчетов?

23. Объясните периодичность в изменении орбитальных и атомных радиусов.

24. Объясните периодичность в изменении энергии ионизации и сродства к электрону.

25. Какие виды связей можно отнести к химическим?

26. Какие два основных подхода к рассмотрению химической связи Вам известны? В чем состоит их отличие?

27. Дайте определение валентности и степени окисления.

28. В чем состоит отличие простой ковалентной, донорно-акцепторной, дативной, металлической, ионной связи?

29. Как классифицируются межмолекулярные связи?

30. Что такое электроотрицательность? Из каких данных электроотрицательность рассчитывается? О чем электроотрицательность элементов, образующих связь позволяет судить? Как изменяется электроотрицательность элементов при продвижении в таблице сверху вниз и слева направо.

31. Какими правилами необходимо руководствоваться при рассмотрении строения молекул методом ЛКАО?

32. Используя метод валентных связей, объясните строение водородных соединений элементов второго периода.

33. Энергии диссоциации в ряду молекул Cl2, Br2, I2 уменьшаются (239 кДж/моль, 192 кДж/моль, 149 кДж/моль соответственно), однако энергия диссоциации молекулы F2 (151 кДж/моль) значительно меньше, чем энергия диссоциации молекулы Cl2, и выпадает из общей закономерности. Объясните приведенные факты.

34. Почему СО2 газ при обычных условиях, а SiO2 - твердое вещество; Н2О - жидкость, а Н2S - газ. Попробуйте объяснить агрегатное состояние веществ.

35. Используя метод ЛКАО, объясните возникновение и особенности связи в молекулах В2, С2, N2, F2, LiH, CH4.

36. Используя теорию отталкивания валентных электронных пар, определите формы молекул кислородных соединений для элементов второго периода.

37. Какие способы классификации химических реакций вы знаете? На каких признаках они основаны?

38. Что называется кислотой, а что основанием? Какие теории имеются на этот счет? Приведите пример кислоты и основания по Бренстеду и Льюису.

39. Почему в водных растворах речь идет о кислотно-основных равновесиях? Приведите примеры сопряженной кислоты и сопряженного основания.

40. Докажите что этиламин является основанием. Какая реакция способствует созданию щелочной реакции в его водном растворе?

41. В каких случаях возможно протекание ионных реакций в водных растворах? Приведите соответствующие примеры таких реакций.

42. Что такое рН и рОН? Чему равен рН 0,1 молярных растворов уксусной кислоты и гидроксида аммония, если степень их диссоциации, при данных условиях равна 1,3%?

43. Смешали равные объемы 0,02 М раствора СаCl2 и 0,02 М раствора КОН. Будет ли образовываться осадок, если произведение растворимости Са(ОН)2 равно 5,5·10-6. Плотность всех растворов принять равными 1 г/мл.

44. Приведите примеры гидролиза солей разного типа. Какие из приведенных реакций гидролиза протекают необратимо?

45. Запишите возможное уравнение реакции между сульфидом натрия и хлоридом магния, протекающей в водном растворе.

46. Определите степени окисления атомов в следующих соединениях BaO2, CsO2, RbO3, F2O2, LiH, F2, C2H5OH, толуол, бензальдегид, уксусная кислота.

47. Подберите коэффициенты к следующим химическим реакциям:

            а) KMnO4 + FeSO4 + H2SO4  à  K2SO4 + MnSO4 + Fe2(SO4)3 + H2O;

            б) Br- + IO3- + H+   à    Br2 + I2 + H2O;       

в) PbS + H2O2    à    PbSO4 + H2O;

            г) NaOCl + KI + H2SO4   à   I2 + NaCl + K2SO4 + H2O

            д) Н2S + HNO3     à   H2SO4 + NO + H2O;

            е) CH2O + K2Cr2O7 + H2SO4  à  K2SO4 + Cr2(SO4)3 + CO2 + H2O; 

            ж) Hg2O   à    Hg + HgO.

48. Запишите уравнение электролиза водных растворов следующих соединений: хлорида кальция, сульфита железа (III), бромида меди, ацетата натрия, гидроксида калия.

49.  Закончите составление уравнений следующих окислительно-восстановительных реакций:

а) CuBr + Cl2    à;

б) Ca3P2 + Cl2 + H2O à;

в) P2O3 + AgNO3(тв)     à;

г) NaHS + NO2 + H2O     à;

д) толуол + KMnO4 + KOH  à  .

50. Что изучает термодинамика?

51. Какие виды энергии вы знаете? Какое место (по величине) занимает химическая энергия среди других видов энергии?

52. В чем состоит отличие молярной от удельной теплоемкости?

53. Сравните энергии, которые выделятся в окружающую среду при сжигании 1 кг антрацита (массовая доля углерода 97%, остальное - негорючие примеси) и при охлаждении от температуры кипения 20 литров воды до комнатной температуры (25 0С). DНf0(CO2)=395 кДж/моль; С(Н2О)=4,2 кДж/(моль·град).

54. Что называют энтальпией? В чем отличие ее от внутренней энергии? Как связана энтальпия с тепловым эффектом реакции?

55. Поясните на конкретном примере закон Гесса. Какие следствия из закона Гесса вы знаете?

56. В стандартных условиях энтальпия сгорания белого фосфора равна (-760,1 кДж/моль), а энтальпия полного сгорания белого фосфора равна (-722,1 кДж/моль). Чему равна энтальпия превращения черного фосфора в белый при стандартных условиях?

57. Энтальпии сгорания ацетилена и ацетальдегида при стандартных условиях равны (-1308) и (-1171) кДж/моль, соответственно. Вычислите энтальпию гидратации ацетилена по реакции Кучерова в стандартных условиях.

58. Даны следующие термохимические уравнения:

1. 2С2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2510 кДж

2. С2Н4 + 3О2 = 2СО2 + 2Н2О + 1322 кДж

3. 2Н2 + О2 = 2Н2О + 484 кДж

(все реагенты и продукты находятся в газообразном состоянии)

Вычислите энтальпию реакции гидрирования ацетилена с образованием этилена.

59. Что такое энтропия? Проследите зависимость энтропии от температуры и агрегатного состояния вещества.

60. Сформулируйте три закона термодинамики и следствие из второго закона. Приведите примеры, поясняющие эти законы.

61. Какую роль в термодинамике выполняет энергия Гиббса?

62. Какими способами определяется термодинамическая возможность протекания реакции? На каких уравнениях эти способы основаны?

63. С помощью какого признака можно замерить зависимость от времени концентрации аммиака в реакции его синтеза? По какому признаку можно судить о скорости реакции взаимодействия раствора перманганата калия со щавелевой кислотой, цинка с соляной кислотой?

64. Сравните скорость взаимодействия с соляной кислотой магния и железа. В каком случае скорость реакции будет больше и почему?

65. Приведите пример одномолекулярного и бимолекулярного элементарного акта.

66. Как скорость реакций зависит от концентрации реагентов и почему? Приведите примеры реакций нулевого, первого, второго и третьего порядка. Возможны ли реакции дробного порядка? Если возможны, то приведите примеры таких реакций.

67. Поясните термин лимитирующая стадия.

68. В чем состоит отличие истинной скорости реакции от средней скорости? Как эти скорости находятся?

69. Что такое активированный комплекс и энергия активации? Поясните на примерах.

70. Какие два подхода к определению температурной зависимости скорости реакции имеются, и в чем состоит их отличие? Какова математическая зависимость скорости реакции от температуры по правилу Вант Гоффа и уравнению Аррениуса? Какое выражение более точно отражает эту зависимость?

71. Приведите примеры гомогенного и гетерогенного катализа. Поясните значение терминов катализатор, ингибитор, фермент, каталитический яд. Как современная теория объясняет механизм действия катализаторов?

72. Какие реакции называют обратимыми?  Приведите пример подобных реакций.

73. Какие условия (температура, давление) получили название нормальных?

74. Что такое идеальный газ и чем он отличается от реальных газов?

75. Какой объем займет идеальный газ при стандартных условиях (1 атм, 25 0С)?

76. Сравните средние скорости движения молекул монооксида и диоксида углерода при 25 0С.

77. Во сколько раз увеличится средняя скорость движения молекул водорода при нагревании закрытого сосуда от 0 до 100 0С? Как при этом изменится давление в сосуде?

78. Как изменится среднее расстояние между молекулами воздуха, если давление при комнатной температуре увеличить в 5 раз?

79. Что называют давлением пара жидкости и как оно зависит от температуры? Каким должно быть давление пара, чтобы жидкость закипела?

80. Поясните термины испарение, кипение, замерзание, текучесть, вязкость, поверхностное натяжение, диффузия, относящиеся к жидкости.

81. В каком из стеклянных стаканов находится лед и вода, а в каком жидкий и твердый бензол?

 

 

 

 

 

 


                                        А                                                                  Б

81. Поясните термины, полиморфизм, изоморфизм, аллотропия, относящиеся к твердому веществу.

82. Приведите примеры полиморфизма и аллотропии.

83. Поясните на примерах влияние связи на физические характеристики твердого вещества.

84. Используя расчеты, сравните размеры атомов натрия и калия, если их плотности составляют 0,97 и 0,86 г/см3?

85. Какие  внеурочные мероприятия разрешается проводить в кабинете химии?

86. Разрешено ли пребывание учащихся в лаборантской?

87. При каком условии разрешено пребывание учащихся в кабинете химии?

88. Сколько раз в год должны очищаться стекла окон в кабинете  химии?

89. Разрешается ли расставлять в кабинете химии цветы на  подоконниках?

90. Какие средства пожаротушения должны иметься в кабинете химии и лаборантской?

91. Как должны храниться ЛВЖ и ГЖ?

92. Опишите первую помощь при отравлении учащегося кислотой.

93. Что нужно делать при отравлении щелочами?

94. Изомерные соединения А и Б С3Н6О при гидрировании превращаются в один и тот же спирт. А обесцвечивает бромную воду, тогда как Б - нет. Напишите структурные формулы А и Б, их названия, а также уравнения упомянутых реакций.

95. Содержание углерода в смеси пентана с неизвестным углеводородом составляет 85% по массе. Объём кислорода, необходимый для полного сжигания смеси, в 6,5 раз превышает объём смеси. Напишите структурные формулы всех возможных углеводов, удовлетворяющих условию задачи.

96. Обсудите возможность взаимодействия между пропеном и хлором, пентеном-2 и перманганатом калия, петеном-2 и водой. Запишите уравнения возможных процессов, указав условия, при которых реакции протекают.

97. Определите общую формулу гомологического ряда углеводородов, имеющих одну двойную связь, две тройных и три цикла. 

98. Имеется смесь формальдегида и водорода, которая на 25% легче метана. После пропускания смеси над нагретым катализатором образовывался метанол, в результате чего смесь стала тяжелее метана. Рассчитайте область допустимых значений для выхода реакции.

99. Какие карбонильные соединения получаются при пиролизе смесей кальциевых солей следующих кислот: а) муравьиной и пропионовой; б) уксусной и изовалериановой?

100. При электролизе водного раствора натриевой соли одноосновной карбоновой кислоты на аноде выделилась смесь газов с плотностью по гелию 12,17. Назовите неизвестную соль и напишите уравнение реакции электролиза.

101. Составьте полные и сокращённые электронные формулы атомов элементов с числом электронов более 36 (порядковые номера элементов: 37-40, 43, 47-57, 64, 71, 75, 80-86).

102. Выведите общую формулу кислородных и водородных соединений.

103. Дайте сравнительную характеристику веществам с молекулярной и атомной кристаллической решёткой.

104. В один сосуд собрали 22, 4 мл водорода, а в другой 448 мл водорода (н. у.). Вычислите массу и количество собранного водорода в сосудах.

105. Составьте уравнения ступенчатой диссоциации в водном растворе слабых кислот HClO2, H2SeO3, H3AsO4, HAsO2 и H3AsO3. Назовите образующиеся анионы.

106. Рассчитайте энтальпию реакций (предварительно подберите коэффициенты):

Салмаз + Н2(г) à СН4 (газ)

Hg(ж) + О2(г) à HgO(т)

Hg(г) + О2(г) à HgO(т)

Fe (т) + О2(г) à Fe2O3(т)

107. Определите, подтвердив расчётом DG0т, возможность протекания реакции при 298 К.

            Р(красн.) + Сl2(г) à PCl3(г)

            Р(бел) + О2(г) à Р2О5 (т)

            Na(т) + Сl2(г) à NaCl (т)

            С (графит) + О2(г) à СО (г)

            С(графит) + О2(г) à СО2 (г)

            S(т) + О2(г) à SO2 (г)

            Na2O (т) + СО2(г) à Na2CO3 (т)

            MgO (т) + СО2(г) à MgCO3 (т)

107. Рассчитайте энергию Гиббса реакции СаО (т) + СО2 (г) à СаСО3(т) при 250 С и 600 0С. При какой из этих температур реакция будет протекать интенсивнее? Куда будет смещено равновесие для данной реакции при 1200 0С?

108. Установите, можно ли применить выражение для скорости гомогенной реакции к следующим взаимодействиям:

            Н2 + О à Н2О,

            Н2 + I2 à 2НI

            CO2 + H2 à CO + H2O

            Почему? При каких условиях?

109. В сосуде ёмкостью 2 л смешали 0,4 моль газа А и 0,6 моль газа В. Газы А и В реагируют в соответствии с уравнением А + В à 2С. Через 2 секунды в реакционной системе образовался газ С в количестве 0,2 моль. Определите скорость реакции.

110. Рассчитайте DН0, DS0, DG0298 следующих реакций:

            С(графит) + 2S(т) àСS2 (ж)

            С(графит) + Н2 (г) à СН4 (г)

            N2 (г) + О2 (г) à 2NO (г)

            4Al(т) + 3O2(г) à 2Al2O3 (т)

Определите, возможно ли протекание этих реакций при 25 0С. Найдите температуру равновесия. Обсудите её практическую достижимость.

111. Предложите оптимальные условия (температура, давление) для проведения следующих процессов:

            2NO (г) + O2 (г) = 2NO2 (г)

            С(т) + СО2(г) = 2СО (г)

            Н2(г) + I2 (г) = 2HI (г)

            2СО (г) = 2С + О2 (г)

111. В баллоне имеется 30 кг жидкого хлора. Какой объём займёт хлор при  н. у., если его превратить в газ? Почему хлор необходимо высушить, прежде чем наполнять баллон?

112. В каком случае - при умеренном или сильном нагревании расходуется больше серной кислоты при получении НСl в лаборатории?

113. Исходя из свойств хлороводорода, укажите на возможные ошибки, которые могут быть допущены при получении и собирании хлороводорода в лаборатории.

114. Почему жидкая сера в интервале температур 119 - 250 0С повышает свою вязкость, а затем снижает её?

115. Составьте уравнения реакций получения сульфидов при взаимодействии серы с магнием и натрием. Определите тепловой эффект этих реакций. докажите, что эти реакции возможны при стандартных условиях при 400 К.

116. Сероводородная вода при длительном стоянии на воздухе мутнеет и перестаёт окрашивать лакмус в красный цвет. Объясните причину помутнения раствора.

117. Подберите коэффициенты в уравнениях реакций:

SO2 + H2O + KMnO4 à MnO2¯ + H2SO4 + K2SO4

SO2 +  H2O + Br2 à H2SO4 + HBr

SO2 + H2O + Na2SO4 à кислая соль

SO2 + Ca(OH)2 à кислая соль (растворимая)

SO2 + Ca(OH)2 à средняя соль (осадок)

Какие свойства диоксида серы иллюстрируют данные реакции?

118. Установите формулу вещества, если известно: а) что в его состав входит 1 атом азота, 1 атом серы, 5 атомов водорода и 4 атома кислорода; б) при действии щёлочи на горячий раствор соединений выделяется аммиак; в) при действии хлорида бария на тот же раствор выпадает осадок, нерастворимый в сильных кислотах. Как окрасится лакмус в растворе? Назовите это вещество.

119. Может ли дождевая вода после грозы содержать следы азотной кислоты? Ваш ответ поясните.

120. При исследовании оксидов оказалось, что в 30 г одного из них содержится 14 г азота, а в 92 г другого - 28 г азота. Определите химические формулы этих оксидов.

121. Рассчитайте массу 60%- ной азотной кислоты, образующейся из диоксида азота массой 1 кг, если степень превращения равна 98%.

122. Определите расчётом, возможно ли протекание реакции 2N2 + 5O2 + 2H2O = 4 HNO3. Укажите, при каких условиях она возможна и, каковы были бы последствия её протекания в природе.

123. Предложите признаки распознавания хлороводородной, серной и азотной кислот.

124. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при хранении нитратов?

125. Определите о какой соли идёт речь, если при нагревании твёрдой соли с гидроксидом натрия выделяется газ с характерным запахом, а при нагревании с концентрированной серной кислотой отгоняется жидкость, которая переводит в раствор медь.

126. Объясните, какие свойства проявляет фосфор в реакциях с фтором, хлором, кислородом, серой, магнием, алюминием. Составьте названия продуктов реакций.

127. Почему так различны свойства СО и СО2?

128. В двух сосудах находится вода, подкрашенная лакмусом. В один сосуд пропускают хлор. В другой вносят активированный уголь. Объясните, изменится ли цвет растворов.

129. Рассмотрите электролиз солей кислородосодержащих кислот на примере сульфата железа (II).

130. В раствор хлорида никеля (II) погрузили стальное изделие и угольный стержень. Изделие присоединили проводником к отрицательному полюсу источника тока, а стержень к положительному полюсу. Изделие покрылось слоем никеля. Из каких процессов слагается электролиз? Какие процессы будут протекать при электролизе, если угольный анод заменить на никелевый?

131. Почему в новых домах вначале чувствуется повышенная влажность? Для объяснения рассмотрите процесс отвердевания известковой связующей смеси.

132. Через известковую воду пропустили углекислый газ до образования осадка. Объясните, будет ли оставшаяся жидкость хорошим проводником электричества.

133. Даны элементы А, В и С. Соединение А с В реагирует с водой, в полученном растворе лакмус окрашивается в синий цвет. Соединение всех трёх элементов нерастворимо в воде, но переходит в раствор, при действии соединения В с С. Определите, о каких элементах и соединениях идёт речь. Напишите уравнения реакций.

134. Как в домашних условиях очистить чайник от накипи? Запишите уравнение предполагаемых химических процессов.

135. Жёсткая вода содержит 100 мг/л гидрокарбоната кальция и 30 мг/л сульфата кальция. Какая масса карбоната натрия потребуется для умягчения 1 м3 такой воды.

136. Можно ли долго хранить раствор соды, а также кисломолочные продукты в алюминиевой посуде? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

137. Составьте уравнение ядерной реакции 255Es + 4He à 256Md

138. В 1974 году под руководством Г. Н. Флёрова осуществлён синтез элемента №107 с массовым числом 261 при взаимодействии 209Bi и 54Cr. Составьте уравнение этой ядерной реакции.

139. Для производства полупроводников требуются кристаллы кремния, в которых чрезвычайно равномерно распределены атомы фосфора. Химическими методами подобную однородность обеспечить не удаётся. Эта проблема решается при облучении кристалла кремния нейтронами, образующимися в ядерном реакторе. Составьте уравнение превращения атомов кремния при облучении нейтронами в атомы фосфора.

140. Сравните энергии ионизации атомов элементов второго периода. Выскажите соображения, почему в ряду элементов периода энергия ионизации атомов изменяется немонотонно. Почему, например, энергия ионизации атомов В и О меньше, чем соответственно атомов Ве и N?

141. Почему химическая связь в молекуле Н2 прочнее, чем в молекулярном ионе Н2+?

142. Энергия диссоциация молекулы Н2О на атомы Н и О составляет 924 кДж/моль. Какова средняя энергия связи?

143. В молекуле N2 связывающих электронов 8, а разрыхляющих электрона - 2. Каков порядок связи в молекуле?

144. Какова электронная конфигурация молекулы оксида азота (II)? Каков порядок связи в молекуле? Предложите структурную формулу, которая отражает порядок связи в молекуле NO и её магнитные свойства.

145. Атом бора имеет три валентных электрона. Образуется ли в молекуле B2 тройная связь как в молекуле N2?

146. Объясните образование иона аммония при взаимодействии молекулы аммиака с протоном.

147. Одна из теорий объясняет возникновение химической связи с образованием у атома устойчивой электронной конфигурации инертного газа. С позиций этой теории попытайтесь объяснить образование следующих соединений: СН4, СО2, SO2, SO3, H2S, N2, NO, NO2, PCl5, P2O5, XeF6, XeO4, Cr(CO)6.

148. Почему нестехиометрические соединения наиболее характерны для d-элементов?

149. Вычислите тепловой эффект растворения  по следующим данным: прочность связи между ионами в кристалле составляет 730 кДж/моль, теплота гидратации ионов К+ и Cl- равна соответственно 339 кДж/моль и  -352 кДж/моль. Произойдёт ли изменение температуры воды при растворении KCl в воде? Чем это объясняется?

150. Какое количество теплоты выделится или поглотится при растворении 1 моль NaOH в большом количестве воды? Для разрушения кристаллической решётки требуется 885 кДж/моль, а при гидратации ионов Na+ и ОН- выделяется соответственно 423 кДж/моль и 511 кДж/моль.

151. Вычислите изменение энергии Гиббса в нормальных условиях при растворении хлорида аммония в воде: NH4Cl (к) = NH4+(р) + Cl-(р)   DН0 = 14,6 кДж, DS0 = 75,1 кДж/К

            Возможно ли в этих условиях самопроизвольное растворение хлорида аммония.

152. Для очистки воды от мелких частиц в неё добавляют негашёную известь, а затем сульфат алюминия. Это приводит к образованию желатинообразного осадка. При осаждении осадок захватывает взвешенные в воде частицы. Одновременно с осадком удаляется большая часть бактерий. Составьте ионные уравнения реакций, приводящих к образованию осадка.

153. Опишите принцип работы гальванического элемента.

154. Обсудите возможность взаимодействия меди с разбавленной азотной кислотой. Запишите уравнения реакций.

155. В зимнее время для того, чтобы расплавить лёд улицы посыпают солью. Объясните, почему это приводит к резкому усилению коррозии автомобилей.

156. Получаемый при гидролизе карбида кальция ацетилен содержит примеси РН3, Н2S, NH3. Для удаления этих газов в подаваемую на промывную башню воду добавляют окислитель NaClO. Составьте уравнения окисления указанных примесей.

157. Из морской воды в мире ежегодно добывают 4·10-4 кг поваренной соли. Предложите наиболее простой способ извлечения поваренной соли из морской воды.

158. Вода - очень слабый электролит. Так, при 25 0С из 5·109 молекул электролитической диссоциации подвергается 1 молекула. Какова степень электролитической диссоциации воды при 25 0С?

159. В чём причина различий соединений органических и неорганических?

160. В чём суть теории витализма и, какова её роль в истории?

161. Почему в молекулах p-связи разрываются в первую очередь?

162. Какими основными тремя способами называют органические соединения? В чем отличие этих способов?

163. Как классифицируют органические реакции? Приведите примеры нескольких реакций и их названия.

164. Приведите структурные формулы  и названия всех монохлоруглеводородов, которые можно получить при хлорировании на свету метилциклобутана.

165. Скорость радикальных цепных реакций обычно выше скорости реакции присоединения. С этих позиций поясните, будет различаться ли состав продуктов взаимодействия пропилена с одним молем брома на свету и в темноте.

166. Как перевести алкен-1 в алкен-2? Поясните это на примере пентена.

167. Представьте не менее трёх способов получения изопрена, включая и промышленный. Приведите уравнения реакций, их условия и названия исходных веществ.

168. Сколько изомеров возможно у пентена. Приведите их структурные формулы и систематические названия.

169. Какие циклические и ациклические структуры можно предположить исходя из его формулы? Как можно доказать, что бензол имеет циклическое строение?

170. Что представляет каменный уголь по составу? Какие фракции образуются из него при его коксовании? Какие химические соединения выделяются из фракций природного угля? Назовите их.

171. Как превратить алканол-1 в алканол-2? Поясните это на примере бутанола.

172. В чем сходство и в чём различие одноатомных и многоатомных спиртов? Проиллюстрируйте это на примере глицерина.

173. Если через раствор фенолята натрия продувать углекислый газ, то раствор мутнеет, почему? Запишите уравнение реакции.

174. На примере масляной (бутановой) кислоты опишите все методы получения её солей. , бромангидрида, ангидрида, амида. этилового эфира, a-броммасляной кислоты, масляного альдегида и бутанола-1.

175. Что такое маргарин? Что такое йодное число масла?

176. Приведите уравнения взаимодействий: а) этиламина с водой; б) анилина с соляной кислотой; б) пропиламина с пропилхлоридом; г) дибутиламина с метилйодидом с последующей обработкой избытком раствора щёлочи; д) диметиламина с метанолом; е) нитрометана с водородом; ж) хлорида фениламмония с КОН; з) сгорания бутиламина. Опишите условия реакций.

177. В чём сходство и в чём различие в химических свойствах: а) глюкозы и глицерина; б) глюкозы и уксусного альдегида? Ответ обоснуйте уравнениями реакций.

178. Какие дисахариды относятся к восстанавливающим, а какие к невосстанавливающим? Приведите реакцию окисления лактозы аммиачным раствором оксида серебра.

179. Как оказывается первая помощь при отравлении парами брома?

180. Что необходимо предпринять при отравлении учащегося газами?

181. Опишите первую помощь при ожогах.

182. Как оказывать первую помощь при порезах?

183. Как оказывать первую помощь при ушибах?

184. Что делать при попадании в глаз инородных тел и едких жидкостей?

185. Опишите необходимый минимум препаратов и средств для  аптечки школьного кабинета химии.

186. Какое время допустимо хранить диэтиловый эфир без обработки?

187. Можно ли хранить ЛВЖ в сейфе?

188. Разрешается ли подписывать реактивы в стеклянной посуде карандашом по стеклу?

189. Назовите цветные реакции белков. В чём их суть?

190. Чем отличаются между собой понятия: белки, пептиды, протеины, олигопептиды, полипептиды?

191. В какой форме существуют ОН- и NH2- производные гетероциклов в живой клетке? Приведите все таутомерные и физиологические свойства урацила, тимина, цитозина, аденина, гуанина.

192. Приведите структуру нуклеотида аденина с 5¢ и 3¢ - фосфатной группой.

193. Что такое изомерия и изомеры? Какие типы изомерии Вам известны? Перечислите все виды изомерии и приведите примеры.

194. Что такое механизм реакции?

195. С помощью какой химической реакции можно отличить полиэтилен от поливинилхлорида?

196. Почему амины имеют более низкие температуры кипения и меньшую растворимость в воде, чем спирты с таким же количеством атомов углерода? Как изменяется растворимость аминов в воде с ростом их молекулярной массы?

197. Назовите следующее органическое соединение по номенклатуре ИЮПАК: НООС-СН(СООН)-СООН.

198. Определите конечный продукт взаимодействия ацетилена с избытком хлороводорода. Назовите его по систематической номенклатуре.

199. Из перечисленных веществ и материалов выпишите названия веществ: бетон, песок, кислород, бензин, глюкоза, древесина, молоко, железо, чугун, глина, медь, серебро.

200. Как можно воздействовать на вещество или смесь веществ, чтобы произошла химическая реакция? Приведите 2-3 примера.

201. Приведите пример химического способа защиты окружающей среды.

202. В природе существуют два изотопа углерода с относительными массами 12 (точно по определению а. е. м.) и 13,003, причём содержание атомов первого составляет 98,99%. Вычислите относительную атомную массу элемента углерода. Сравните полученное вами значение с тем, которое приведено в таблице Менделеева.

203. Найдите в таблице Менделеева элементы, атомные массы которых, по вашему мнению, округлять нельзя.

204. Определите химическую формулу оксида марганца, если массовая доля марганца составляет 63,2%.

205. Определите химическую формулу карбоната кальция - основной составной части известняка и мела, если массовая доля кальция составляет 40%, углерода - 12%, а кислорода - 48%.

206. В каких массовых отношениях нужно взять железо и серу, чтобы в результате реакции получилось только химическое соединение сульфид железа FeS (без примеси серы и железа)?

207. “Сухой спирт” содержит два вещества: Са(С2Н3СО2) и С2Н6О. Напишите уравнения реакций горения каждого из них, учитывая, что все продукты реакций представляют собой оксиды.

208. Рассчитайте массу и количество кислорода, который может  раствориться в 1 л воды при 0 0С и атмосферном давлении. (Растворимость кислорода при 0 0С составляет 5 объёмов кислорода в 100 объёмах воды).

209. Рассчитайте массу и количество кислорода в классе, имеющем объём 120 м3. Плотность кислорода при 25 0С примите равной 1,23 г/л.

210. В каких единицах измеряется скорость химической реакции?

211. Массовая доля водорода в одном из его соединений с углеродом составляет 25%, определите формулу соединения.

212. Вычислите подъёмную силу в воздухе 1 м3 водорода и 1 м3 гелия. Используйте закон Архимеда.

213. Какую массу имеет 1 м3, 1 л, 1 мл, 1 капля, 1 стакан, 1 ведро воды?

214. Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы вскипятить чайник воды (удельная теплоёмкость воды »4,2 кДж/кг×К).

215. Сколько моль воды и молекул содержится в чайной ложке воды, масса которой 4,5 г.?

216. Поступающая в продажу соляная кислота содержит 427 г НСl в 1 л. Рассчитайте молярную концентрацию кислоты. Во сколько раз её нужно разбавить, чтобы получить 5М раствор?

217. Для приготовления маринада для капусты взяли 1 стакан сахара (200 г), 1 стакан 6% уксуса и 3 стакана воды. Определите массовую долю (в %) каждого вещества в маринаде.

218. Почему для аквариумов непригодна кипяченая вода?

219. Слили равные объёмы 0,02 М  растворов гидроксида кальция и сернистой кислоты. Какая соль образуется? Что при этом наблюдается?

220. Самый лёгкий металл - литий. Его плотность равна 0,534 г/см3. Вычислите объём, занимаемый 1 атомом лития.

221. Самый тяжёлый металл - осмий. Его плотность равна 22,5 г/ см3. Вычислите объём, занимаемый 1 атомом осмия.

222. Поставьте самую маленькую точку. Каков её диаметр (приблизительно)? Сколько атомов железа можно уместить на этом диаметре, если диаметр атома железа равен приблизительно 0,3 нм.

223. Почему значения атомных масс в большинстве случаев близки к целым числам, несмотря на наличие природных изотопов?

224. Нарисуйте схему образования молекулярных орбиталей молекулы Na2 (перекрывание АО и энергетическую диаграмму).

225. Нарисуйте, приблизительно соблюдая масштаб  (т. е. правильно указывая относительное положение АО на энергетической оси), энергетические диаграммы Li, Na, F, Cl.

226. Какое вещество более реакционноспособно алмаз или графит?

227. Какое вещество кипит при более низкой температуре: СО2 или СО, SO3  или SO2?

228. В морской воде обнаруживаются ионы: Na+, Ca2+, Mg2+, Cl-, Br-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в морской воде?

229. Дайте определение слабого электролита.

230. Что такое “реакционная смесь”?

231. Дайте определение константы равновесия.

232. Что такое константа диссоциации?

233. Сколько гидроксид-ионов находится в 1 мл воды?

234.  Напишите выражение закона действующих масс для взаимодействия с водой сероводорода. Какое из участвующих в реакции веществ и почему в этом выражении отсутствует?

235. В каком из нижеприведённых соединений полярность связи наибольшая и в каком наименьшая: а) NaCl, MgCl2, AlCl3; б) Na2S, Mg3P2, Al4Si3?

236. Почему хлорная кислота сильнее серной.

237. Является ли оксид ванадия (V) высшим оксидом ванадия?

238. Как изменяется прочность химической связи в ряду: B2, C2, N2, O2, F2?

239. Как получают азот из воздуха? Почему азот кипит при более низкой температуре, чем кислород?

240. Зачем необходимо нагревание смеси соли аммония и гашёной извести в реакции получения аммиака?

241. Является ли водород экологически чистым топливом при условии его сжигания в воздухе? Какие ещё продукты кроме воды при этом образуются?

242. К какому гомологическому ряду принадлежат ксилолы? Какие углеводороды этого ряда им предшествуют?

243. Напишите уравнение реакции крекинга трикозана С23Н48, учитывая, что разрыв углерод-углеродной цепи, как правило, происходит в середине. Нарисуйте структурные формулы продуктов. Здесь в отличие от предыдущей задачи возможны два варианта.

244. Изобразите изомеры дихлорэтана.

245. Степень полимеризации поливинилхлорида составляет от 100 до 2500. Вычислите относительную молекулярную массу полимера.

246. Почему полиэтилен имеет линейное строение, а полипропилен - разветвлённое?

247. Скорость коррозии титана в кипящей 5%-ной соляной кислоте составляет 19,3 мм в год. Вычислите объём водорода (н. у.), выделяющегося в титановом реакторе с внутренней поверхностью 1 м2 в течение года его работы. При расчёте примите во внимание, что в результате реакции образуется хлорид титана (II); плотность титана составляет 4,5 г/см3.  

248. Порошок алюминия, предварительно подожжённый на воздухе, продолжает гореть в атмосфере углекислого газа. Напишите уравнение реакции.

249. В две пробирки с одинаковыми объёмами соляной кислоты равной концентрации прибавили в одном случае цинк, а в другом - алюминий. Оба металла взяты в избытке. Напишите уравнения протекающих реакций. В каком случае выделится больше водорода?

250. Какую окраску приобретёт раствор хлорида железа (III) при прибавлении к нему метилового оранжевого. Ответ аргументируйте.

251. Назовите соль железной кислоты Na2FeO4?

252. В космической технике для вытеснения жидкого кислорода и водорода используется гелий. На каких свойствах гелия основано это его применение?

253. Сравните размеры ионов О2-, Cl-, Na+, Mg2+.

254. Назовите 3-4 окрашенных вещества, образующих со щелочными металлами бесцветные соединения.

255. 1 г сплава меди с алюминием обработали избытком раствора щёлочи, остаток отфильтровали, промыли, растворили в азотной кислоте, раствор выпарили, остаток прокалили. Нового остатка получилось 0,398 г. Каков состав сплава?

256. Какова массовая доля железа в феррохроме, в котором на каждые три атома хрома приходится 1 атом железа?

257. Гидрид алюминия способен присоединить этилен с образованием триалкилалюминия. Запишите уравнение этой реакции.

258. К какому типу реакций относится образование нуклеотидов из нуклеиновых кислот?

259. Какой из гетероциклов содержит наибольшую массовую долю азота: пиридин, пурин или пиримидин?

260. При гидролизе 10,000 г РНК с относительной молекулярной массой 4355 получили 10,496 г нуклеотиидов. Какое число нуклеотидов входит в состав молекулы этой рибонуклеиновой кислоты?

261. 16 г элемента при взаимодействии с 6,4 г кислорода образует оксид состав ЭО. Определите этот элемент.

262. Определите плотность селеноводорода по водороду и воздуху.

263. Определите объём, который займёт при н. у. газовая смесь 1,4 г водорода и 5,6 г азота.

264. Определите, какой элемент, проявляющий степень окисления +4, образует оксид с массовой долей кислорода 40%.

265. Какой объём раствора 1,6 М HCl необходим для нейтрализации кристаллической соды Na2CO3×10 H2O массой 57,2 г?

266. Почему при смешении растворов сульфата алюминия и силиката натрия выпадает в осадок гидроксид алюминия? Напишите уравнение процесса.

267. Каким образом оборудуется ящик для ЛВЖ и ГЖ?

268. Как утилизируются органические отходы эксперимента?

269. Как поступать в случае разливания кислоты или щелочи?

270. Как ликвидируется разлив ЛВЖ?

271. Разрешено ли хранение в школе взрывчатых веществ и самовозгорающихся веществ?

272. Как необходимо хранить вещества с повышенной  физиологической активностью (бром, йод, гидроксид калия, дихромат аммония и другие)?

273. Где эти вещества должны храниться?

274. Какие средства индивидуальной защиты должны иметься в кабинете химии?

275. Как удалить при попадании на кожу йод и жидкий бром?

276. Какие реактивы необходимо хранить раздельно и почему?

277. Опишите способы утилизации отходов лития, кальция, натрия.

278. Запишите уравнение реакции фтора с водой.

279. Назовите карбоксильную, альдегидную, кетонную, спиртовую и амино- группы через приставки и суффиксы, в соответствии с номенклатурой ИЮПАК.

280. Запишите уравнение состояния идеального газа.

281. Какой из галогенидов (NaF, NaCl, NaBr, NaI) имеет наиболее высокую температуру плавления?

282. В скольких формах одновременно существует глюкоза в водном растворе?

283. Дипольный момент молекулы фторида бора равен нулю. Какой угол связи в молекуле?

284. Почему для подкисления раствора перманганата калия не используют соляную кислоту?

285. Почему для получения водорода в аппарате Киппа не используют серную кислоту?

286. Приведите пример вещества, имеющего оптического изомера.

287. Приведите пример реакции, протекающей против правила Марковникова

288. Запишите реакцию щавелевой кислоты с перманганатом калия в присутствии серной кислоты.

289. Чем гидрид-ион отличается от протона.

290. Чему равна максимальная валентность азота и фосфора? Почему?

291. Какая из кислородосодержащих кислот хлора наиболее сильная? Почему?

292. Какая из кислот сильнее: соляная или плавиковая?

293. В чём недостаток структурной формулы карбоната натрия? Отражает

294. и она реальное строение этого вещества?  

295. Запишите структурную формулу озона.

296. Зачем при кипячении органических жидкостей добавляют кусочки битого фарфора?

297. Запишите уравнение реакции фосфористой кислоты с хлором?

298. Какие аллотропные формы углерода вы знаете? Перечислите их.

299. Какой металл при горении на воздухе образует супероксид? Запишите уравнение реакции.

300. Вычислите массовую долю кислорода в дигидрофосфате металла, если известно, что массовая доля фосфора в этой смеси составляет 29,5%. Ответ: 61,0

301. Содержание фосфора в смеси ортофосфатов магния, кальция и натрия составляет 20% по массе. Вычислите суммарную массовую долю ионов металлов в этой смеси. Ответ: 39%

302. Массовая доля азота в смеси нитратов калия и аммония равна 24%. Вычислите массовую долю калия в этой смеси. Ответ: 20,09%

303. В 10 г смеси состоящей из сульфата и фосфата кальция содержится 3,2 г кальция. Найдите массовую долю фосфора в смеси. Ответ: 5,57%

304. Массовая доля серы в соли, образованной серной кислотой и щелочноземельным металлом составляет 0,294. Найдите формулу соли. Ответ: Mg(HSO4)2

305. Анализом установлено, что в некотором образце апатита массовая доля оксида фосфора (V) составляет 0,32. Вычислите массовую долю фосфора в этом образце. Ответ: 0,14

306. Имеется смесь хлороводорода и хлорида дейтерия, в которой массовая доля хлора составляет 96,22%. Определите массовую долю хлорида дейтерия в этой смеси. Ответ: 25% DCl

 

Использованная литература

1.   Ахметов М. А. Конспект лекций по общей химии (для слушателей курсов повышения квалификации учителей химии) - Ульяновск, изд-во ИПК ПРО, 1998.

2.   Правила по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразровательных школ. М, 1987.

3.   Кузьменко Н. Е. и др. Химия. Для шк. ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие/Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин, В. А. Попков. - М. Дрофа, 1997. 528 с.: ил.

4.   Сатбалдина С. Т., Лидин Р. А. Химия: Проб. учеб. для 8 кл общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.: ил.

5.   Сатбалдина С. Т., Лидин Р. А. Химия: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1996. -128 с.: ил.

6.   Ахметов Н. С. Химия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998. - 256 с.: ил.

7.   Лисин А. Ф., Ахметов М. А. Органическая химия. Учебное пособие для старших классов средних школ. - Ульяновск: “Симбирская книга”, 1995. - 224 с.

8.    Гузей Л. С. и др. Химия: 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. - М.: Дрофа, 1995. - 304 с.: ил.

9.   Гузей Л. С., Суровцева Р. П., Сорокин В. В. Химия. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997. - 288 с.: ил.

10. Гольдфарб Я. Л. и др. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для учащихся 7-10 кл. сред. шк./ Я.. Л. Гольдфарб, Ю. В. Ходаков, Ю. Б. Додонов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.: ил.

11. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих вузы: Учеб пособие. - 2-е изд. исправл. и доп. - М.: Высш. шк., 1993. - 302 с. 

Hosted by uCoz